Недействующий

О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые законодательные
акты Российской Федерации о налогах и сборах"
    


Законопроект направлен на совершенствование налогообложения малого бизнеса, устранение недостатков в порядке применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Изменения в главу 26.2 "Упрощенная система налогообложения"

        

В настоящее время для перехода на упрощенную систему налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса применяется показатель в виде дохода от реализации, а в соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 Кодекса в качестве условия для возврата с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения установлено превышение размера дохода за налоговый (отчетный) период, в который включаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. Поправка, вносимая в пункт 2 статьи 346.12 Кодекса, устанавливает один показатель - доходы. Увеличение объема дохода, дающего право на переход на упрощенную систему налогообложения (с 11 до 15 млн. рублей), и дохода налогоплательщика, превышение которого является основанием для возврата на иные режимы налогообложения (с 15 до 20 млн. рублей), произведены с учетом сложившейся и прогнозируемой инфляции за 2003-2005 годы.

Пункт 3 статьи 346.12 Кодекса дополняется перечнем лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;

бюджетные учреждения;

организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.

Замена формулировки "нотариусы, занимающиеся частной практикой" на "частные нотариусы" и включение адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, в перечень лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, мотивируется необходимостью приведения этих норм в соответствие со статьей 11 части первой Кодекса.

Запрещение применять упрощенную систему налогообложения организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в рамках договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, направлено на исключение возможностей использования упрощенной системы налогообложения для минимизации налогообложения.

Включение иностранных организаций, имеющих филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации, в перечень организаций, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, ставит российские и иностранные организации в равные условия, так как в настоящее время российские организации, имеющие филиалы и (или) представительства не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Исключение индивидуальных предпринимателей, являющихся участниками соглашений о разделе продукции, из перечня лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, связано с тем, что согласно статье 3 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" индивидуальные предприниматели не могут быть участниками соглашения о разделе продукции.

В связи с многочисленными судебными разбирательствами о праве перехода на упрощенную систему налогообложения государственных и муниципальных унитарных предприятий на основании подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, запрещающего применять упрощенную систему налогообложения организациям, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, уточнена редакция этой нормы с целью предоставления права указанным организациям применять упрощенную систему налогообложения.

Вносится поправка в подпункт 16 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, согласно которой уточняется перечень основных средств и нематериальных активов, превышение остаточной стоимости которых в размере 100 млн. рублей не позволяет организациям применять упрощенную систему налогообложения. Действующая редакция устанавливает порядок определения остаточной стоимости (в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете) и не устанавливает как определяется перечень основных средств и нематериальных активов. Согласно поправке, в целях данного подпункта, должны учитываться основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Кодекса. Аналогичная поправка вносится в статью 346.16 Кодекса для определения расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов в целях исчисления единого налога.

В связи с тем, что статья 346.18 Кодекса дополняется пунктом 8, устанавливающим для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и переведенных по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход, обязанность ведения раздельного учета доходов по разным специальным налоговым режимам, в пункт 4 статьи 346.12 Кодекса вносится поправка, согласно которой при определении ограничения по размеру дохода для применения упрощенной системы налогообложения будут считаться доходы, полученные по этому специальному налоговому режиму.

Новая редакция пункта 2 статьи 346.13 Кодекса уточняет момент, с которого вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в 5-дневный срок с даты постановки на налоговый учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, и применять данную систему налогообложения в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе.

В целях устранения двойного налогообложения доходов в виде полученных дивидендов в пункт 1 статьи 346.15 Кодекса вносится дополнение.

В соответствии с новой редакцией подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса в расходы включаются суммы налога на добавленную стоимость не по всем приобретенным и оплаченным товарам (работам, услугам), а только по признаваемым расходами в соответствии со статьей 346.16 Кодекса.

В связи с неопределенностью понятия "расходы на аудиторские услуги" вводится понятие "расходы на проведение аудита, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности", соответственно разрешается учитывать при исчислении налоговой базы расходы на оплату услуг по ведению бухгалтерского учета, так как они не относятся на расходы на проведение аудита, а относятся к сопутствующим аудиту услугам.

Налогоплательщик сможет учесть в расходах на приобретение товаров для последующей их реализации расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров, расходы на выплату вознаграждений комиссионных, агентских и по договорам поручения. В перечень расходов включены расходы на обязательную сертификацию; на проведение предусмотренной законодательством, регулирующим оценочную деятельность, обязательной оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы; расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию и некоторые другие.

Действующая редакция подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса регулирует отношения в части расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов. Поэтому вносится дополнение, устанавливающее порядок принятия расходов на сооружение и изготовление основных средств, а также создание самим налогоплательщиком нематериальных активов.

В новой редакции статьи 346.17 Кодекса конкретизируется порядок признания доходов и расходов.

Изменения, вносимые в абзац второй пункта 3 статьи 346.21 Кодекса, устанавливают предельный размер уменьшения суммы налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, не только на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.

Поправки в статью 346.25 Кодекса связаны с необходимостью уточнения порядка определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения.

Согласно действующей редакции пункта 2 статьи 346.14 Кодекса налогоплательщик не вправе изменить объект налогообложения в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Вместе с тем с 1 января 2003 г. введена норма, разрешающая принимать в составе расходов стоимость товаров, приобретенных для дальнейшей реализации. Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. (в частности, осуществляющие торговую деятельность), не имели возможности учесть данную норму при выборе объекта налогообложения и в последующем лишились возможности изменить объект налогообложения, так как в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ утратила силу статья 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ, устанавливавшая с 1 января 2005 г. для всех налогоплательщиков объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. Поэтому статьей 3 законопроекта налогоплательщикам, перешедшим на упрощенную систему с 1 января 2003 г. и выбравшим объектом налогообложения доходы, предоставляется право с 1 января 2006 г. изменить объект налогообложения на доходы, уменьшенные на величину расходов.

Изменения в главу 26.3 "Система налогообложения в виде
 единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности"