Действующий

О внесении изменений в федеральную целевую программу "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Ядерная и радиационная безопасность России"
на 2000-2006 годы

Наименование
Программы

-

федеральная целевая программа "Ядерная и
радиационная безопасность России" на
2000-2006 годы

Дата принятия
решения
о разработке
Программы

Дата утверждения
Программы

-




-

11 декабря 1996 г. (поручение Президента
Российской Федерации N Пр-2214)



22 февраля 2000 г. (постановление
Правительства Российской Федерации N 149)

Государственные
заказчики
Программы

-

Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных
бедствий, Федеральная служба по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды, Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному
надзору, Федеральное агентство по атомной
энергии, Федеральное медико-биологическое
агентство, Федеральное агентство по
промышленности

Государственный
заказчик -
координатор
Программы

-



Федеральное агентство по атомной энергии



Основные
разработчики
Программы

-

Федеральное агентство по атомной энергии,
федеральное государственное унитарное
предприятие "Государственный научный центр
Российской Федерации -
Физико-энергетический институт имени
А.И.Лейпунского"

Цель и задачи
Программы

-

целью Программы является комплексное
решение проблемы обеспечения ядерной и
радиационной безопасности России,
направленное на снижение до социально
приемлемого уровня риска радиационного
воздействия на человека и среду его
обитания объектов использования атомной
энергии и источников ионизирующего
излучения техногенного и природного
происхождения.
Основными задачами Программы являются:
комплексное решение проблемы обращения с
радиоактивными отходами и отработавшими
ядерными материалами для предотвращения их
вредного воздействия на человека и
окружающую среду;
обеспечение ядерной и радиационной
безопасности предприятий ядерного
топливного цикла;
обеспечение ядерной и радиационной
безопасности действующих и выводимых из
эксплуатации атомных электростанций,
опытных и исследовательских реакторов,
критических и подкритических стендов;
развитие перспективных направлений
использования атомной энергии с
обеспечением повышенного уровня ядерной и
радиационной безопасности, в том числе для
замещения более опасных в экологическом
отношении технологий;
совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
кадров в области использования атомной
энергии;
разработка системы государственного учета и
контроля ядерных материалов и системы
государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов;
совершенствование физической защиты ядерных
материалов, ядерных установок и пунктов
хранения ядерных материалов;
обеспечение ядерной и радиационной
безопасности на предприятиях
судостроительной промышленности при
строительстве, ремонте и утилизации атомных
подводных лодок и надводных кораблей
Военно-Морского Флота с ядерными
энергетическими установками, а также судов
с ядерными энергетическими установками и
судов атомного технологического
обслуживания Министерства транспорта
Российской Федерации;
обеспечение готовности органов управления,
сил и средств территориальных и
функциональных подсистем единой
государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций к
выполнению задач по предупреждению и
ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций радиационного характера на
территории Российской Федерации;
совершенствование существующих и разработка
новых технологий реабилитации территорий и
промышленных объектов, подвергшихся
радиоактивному загрязнению;
совершенствование государственного контроля
радиационной обстановки на территории
Российской Федерации;
обеспечение радиационной безопасности,
связанной с функционированием промышленных
предприятий, использующих в своей
деятельности материалы, содержащие
природные радионуклиды;
развитие и совершенствование системы
медико-санитарного обслуживания и охраны
труда работников ядерно опасных и
радиационно опасных объектов и групп риска
населения, подверженных повышенным уровням
радиационного воздействия;
ведение информационно-аналитических баз
данных в области охраны здоровья населения
и работников объектов использования атомной
энергии при воздействии различных
источников ионизирующего излучения;
развитие методов и средств долгосрочного
прогнозирования безопасного
функционирования объектов использования
атомной энергии для человека и окружающей
среды;
разработка и введение в действие
федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии,
устанавливающих требования к ядерной
безопасности и радиационной безопасности
(технические и санитарно-гигиенические
аспекты), физической защите, учету и
контролю ядерных материалов, радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов

Важнейшие целевые
индикаторы
и показатели

-

Целевым индикатором 1 является соответствие
состояния ядерной и радиационной
безопасности социально приемлемому уровню,
а показателями:
фактические дозы облучения персонала;
соответствие радиационного контроля нормам
и правилам;
фактические и допустимые сбросы и выбросы
радиоактивных веществ;
охват ядерно опасных и радиационно опасных
объектов системой учета ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов;
обеспеченность автоматизированной системой
контроля радиационной обстановки районов
расположения ядерно опасных и радиационно
опасных объектов;
готовность отраслевой системы к выполнению
задач по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на ядерно опасных и
радиационно опасных объектах;
обеспеченность современными средствами
физической защиты.
Целевым индикатором 2 является снижение
риска возникновения нештатных ситуаций на
ядерно опасных и радиационно опасных
объектах, а показателями:
отношение удельной величины автоматических
внеплановых остановов реакторов на атомных
электростанциях России к соответствующей
величине остановов на атомных
электростанциях мира;
число событий на атомных электростанциях,
определяемых по международной шкале ядерных
событий;
число нарушений на предприятиях ядерного
топливного цикла, определяемых по
международной шкале ядерных событий;
число нарушений на исследовательских
ядерных установках, определяемых по
международной шкале ядерных событий;
количество случаев превышения пределов доз
облучения персонала

Срок и этапы
реализации
Программы

-

2000-2006 годы:
I этап - 2000-2001 годы;
II этап - 2002-2003 годы;
III этап - 2004-2006 годы

Объем и источники
финансирования

-

объем финансирования мероприятий Программы
за счет средств федерального бюджета
составляет 943,163 млн. рублей, в том числе
649,563 млн. рублей - затраты на
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы, 293,6 млн.
рублей - расходы на инвестиции.
Объем финансирования определен с учетом
реальных возможностей федерального бюджета
без учета средств бюджетов субъектов
Российской Федерации и внебюджетных
источников, объем которых определяется в
процессе реализации Программы

Ожидаемые результаты
реализации
Программы и
показатели
социально-
экономической
эффективности






















































































































-




























































































































разработка и использование современных
технологий безопасного ведения работ в
области обращения с радиоактивными отходами
и отработавшими ядерными материалами,
утилизации и надежной изоляции
радиоактивных отходов и отработавших
ядерных материалов;
разработка и внедрение на предприятиях
ядерного топливного цикла ядерно
безопасных, радиационно безопасных,
взрыво- и пожаробезопасных технологий, а
также оборудования повышенной безопасности;
совершенствование систем оперативной
диагностики состояния узлов, оборудования
атомных электростанций и исследовательских
ядерных установок, повышение технического
уровня их обслуживания;
разработка проектов перспективных ядерных
реакторов различного назначения и различных
типов с повышенным уровнем ядерной и
радиационной безопасности и улучшенными
технико-экономическими характеристиками;
обучение эксплуатационного персонала
объектов использования атомной энергии с
применением создаваемых для этой цели
современных технических средств и на основе
учебно-методических разработок, включающих
элементы психологической подготовки
персонала к деятельности в экстремальных
условиях;
создание и обеспечение функционирования
системы государственного учета и контроля
ядерных материалов и системы
государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов;
предотвращение ядерного терроризма и
снижение вероятности потерь, хищений и
несанкционированного использования ядерных
материалов;
разработка проектно-конструкторской
документации и технологических схем,
обеспечивающих ядерную и радиационную
безопасность при утилизации реакторных
отсеков атомных подводных лодок, надводных
кораблей и судов и при обращении с ядерным
топливом и радиоактивными отходами на
предприятиях судостроительной
промышленности;
снижение риска превышения допустимых
пределов доз облучения населения,
минимизация количества облучаемых лиц и доз
облучения в случае возникновения
радиационных аварий, а также уменьшение их
последствий для территорий и промышленных
объектов Российской Федерации;
реабилитация промышленных объектов,
сельскохозяйственных угодий и других
территорий, подвергшихся радиоактивному
загрязнению в результате реализации
оборонных программ или чрезвычайных
ситуаций радиационного характера;
разработка и обеспечение функционирования
современной Единой государственной
автоматизированной системы контроля
радиационной обстановки на территории
Российской Федерации;
снижение уровня облучения людей природными
радионуклидами в быту и на производстве, а
также техногенного загрязнения ими
окружающей среды;
разработка современных методик и
оборудования для проведения медицинского
обследования, профилактики и лечения
работников ядерно опасных и радиационно
опасных объектов и групп риска населения,
подверженных радиационному воздействию
повышенного уровня;
создание и обеспечение функционирования
единой государственной системы контроля и
учета индивидуальных доз облучения граждан,
осуществление государственной
радиационно-эпидемиологической регистрации
лиц, пострадавших от радиационного
воздействия и подвергшихся радиационному
облучению в результате чернобыльской и
других радиационных катастроф и инцидентов,
ведение единого медико-дозиметрического
регистра работников атомной промышленности.
Проведение радиационно-гигиенической
паспортизации организаций и территорий
Российской Федерации;
разработка научно обоснованной долгосрочной
стратегии обеспечения ядерной и
радиационной безопасности для человека и
окружающей среды при использовании атомной
энергии в различных отраслях экономики,
медицине, при проведении научных
исследований;
совершенствование нормативной правовой базы
в части определения требований безопасного
использования атомной энергии в различных
отраслях экономики, медицине, при
проведении научных исследований.
Социально-экономический эффект
характеризуется следующими показателями:
улучшение экологической обстановки в местах
функционирования объектов использования
атомной энергии и на реабилитированных
территориях;
снижение прямых и косвенных экономических
потерь в результате исключения вероятности
возникновения тяжелых радиационных аварий;
предотвращение или снижение возможного
ущерба от повышенного радиационного
воздействия на человека и окружающую среду
в результате ухудшения радиационной
обстановки путем проведения оперативных
действий по локализации и ликвидации его
последствий;
эффективное функционирование
медико-санитарной системы защиты здоровья
лиц, занятых на ядерно опасных и
радиационно опасных производствах, а также
населения, проживающего на прилегающих
территориях