Калининградская область - единственный субъект Российской Федерации, территория которого отделена территориями иностранных государств от остальной части Российской Федерашш, а административная граница имеет статус государственной границы Российской Федерации.
Для компенсации эксклавного положения Калининградской области в начале 90-х годов на территории региона была создана сначала "свободная", а в 1996 году - "Особая экономическая зона", законодательные основы которой определены в Федеральном законе от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". По своей сути Особая экономическая зона в Калининградской области (далее - ОЭЗ) является свободной таможенной зоной.
Ситуация, складывающаяся в хозяйственном комплексе Калининградской области в условиях вступления Латвии, Литвы и Польши в Европейский союз, потребовала разработки концепции Основных направлений федеральной политики в отношении Калининградской области. Приоритетным направлением этой концепции является развитие области с учетом трансформации ОЭЗ из компенсационной (с высокой долей импортозамещающей продукции) в зону, где активно развиваются инвестиционные процессы и создаются конкурентоспособные производства, ориентированные на экспорт.
Разработка законопроекта осуществляется с ноября 2001 года (Протокол заседания Правительства Российской Федерации от 4 октября 2001г. N41, раздел II, п. 3). В ходе работы были даны соответствующие поручения Правительства Российской Федерации, а также поручения Президента Российской Федерации (от 25 июля 2003 г. N Пр-1412, пункт 2 и от 16 марта 2005г.NПр-412).
Срок внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта новой редакции федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" для рассмотрения на весенней сессии 2005 г. Президентом Российской Федерации установлен - 14 апреля 2005 г. (поручение от 16 марта 2005 г. N Пр-412).
Представленный законопроект регулирует отношения, возникающие при создании, функционировании, изменении и прекращении действия Особой экономической зоны с учетом специфического географического положения Калининградской области и ее значения для национальных интересов Российской Федерации, а также особенности ведения предпринимательской деятельности на ее территории. В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении ввозимых товаров предполагается введение на территории Калининградской области таможенного режима свободной таможенной зоны. Устанавливаются особенности административного режима, порядок предоставления таможенных и налоговых преференций.
Срок действия режима Особой экономической зоны - 25 лет.
Для въезда в Калининградскую область иностранных граждан - инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в Особой экономической зоне, законопроектом предусматривается упрощенный порядок оформления въездной визы.
В отношении российских юридических лиц, которые на момент принятия новой редакции федерального закона осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 г. N 2 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и зарегистрированных в Калининградской области, в течение десяти лет после принятия новой редакции федерального закона сохраняется режим, при котором при выпуске для свободного обращения товаров, ввезённых в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют установленным критериям достаточной переработки.
В Минэкономразвития России осуществлены прогнозные расчеты социально-экономических последствий применения законопроекта на период с 2005 по 2010 год с использованием методов прогнозирования, применяемого в Министерстве для составления прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
С учетом потенциальных возможностей экономики области приток инвестиций в течение первых трех лет прогнозируется в объеме, обеспечивающем ежегодный прирост ВРП Калининградской области на 10-15%. Доходы населения возрастут в 2 раза, что в конечном итоге обеспечит уровень жизни населения области, сопоставимый с сопредельными европейскими странами.
Законопроект согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, доработан с учетом их замечаний и предложений.
Текст документа сверен по:
рассылка