Конституция Российской Федерации в части 1 статьи 24 закрепляет норму, в соответствии с которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Таким образом, сбор персональной информации возможен только на основании федерального закона.
В целях создания нормативной правовой базы для развития и функционирования системы персонального учета необходимо регламентировать отношения, связанные с:
функционированием и статусом баз персональных данных;
формированием и законодательным закреплением перечня персональных данных, необходимых для однозначного установления их соответствия конкретному физическому лицу;
введением идентификатора персональных данных;
определением полномочий пользователей системы персонального учета;
защитой персональных данных;
взаимодействием государственных органов и населения в части сбора и передачи персональных данных.
В целях развития и функционирования системы персонального учета необходимо принять нормативные правовые акты, определяющие понятие, структуру, виды персональной информации, порядок доступа к ней, права и обязанности пользователей и держателей баз данных персональной информации, порядок и условия сбора, хранения, использования и распространения персональных данных. Указанные нормативные правовые акты должны иметь статус федеральных законов и определять все основные термины и понятия системы персонального учета.