Действующий

О рекомендациях по организации образовательного процесса при дистанционном обучении в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

2. Организация учебного процесса при дистанционном обучении

2.1. При дистанционном обучении осуществляются следующие виды учебной деятельности: самостоятельное изучение учебного материала, презентации (обзорные, установочные занятия), тьюториалы, интенсивная школа, консультации, текущая аттестация, промежуточная аттестация, курсовые работы (проекты), производственная (профессиональная) практика, итоговая государственная аттестация.

2.2. Самостоятельное изучение учебного материала составляет основу дистанционного обучения. Время на самостоятельное изучение учебного материала определяется рабочим учебным планом в соответствии с примерным учебным планом.

2.3. Продолжительность обязательных учебных (аудиторных) занятий в учебном году определяется рабочим учебным планом в соответствии с примерным учебным планом. Продолжительность обязательных учебных (аудиторных) занятий не должна превышать 8 часов в день.

2.4. Образовательное учреждение проводит презентации в начале каждого курса. Продолжительность презентаций определяется образовательным учреждением, а отводимое на них время может быть включено в общую продолжительность обязательных учебных (аудиторных) занятий.

2.5. Основной формой организации очных (аудиторных) групповых занятий в средних специальных учебных заведениях при дистанционном обучении является тьюториал, проводимый с целью:

- определения и формирования умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач;

- корректировки умений самостоятельной работы с учебными и учебно-методическими материалами;

- освоение методов коллективной работы и обмена опытом;

- определения полноты знаний, полученных студентами в результате самостоятельного освоения МДК.

Тьюториал фиксируется в рабочем учебном плане, плане занятий на учебный год и индивидуальном учебном графике в соответствии с примерным учебным планом.

2.6. Тьюториал, как правило, проводится в форме активных и интенсивных практических занятий, моделирующих будущую профессиональную деятельность студента (деловых игр, "мозгового штурма", "изучения случая"). План тьюториала может включать также лабораторные работы, выполнение которых самостоятельно невозможно, текущую и промежуточную аттестацию, консультации.

2.7. Образовательное учреждение с учетом специфики специальности и в соответствии с примерным учебным планом может перенести на самостоятельное выполнение практические занятия (часть практических занятий), заменить лабораторные занятия (отдельные лабораторные занятия) на практические занятия.

2.8. Консультации могут быть групповыми, индивидуальными, письменными, очными. Для обеспечения консультаций используются все доступные образовательному учреждению и студентам современные информационные и коммуникационные технологии и технические средства, о чем делается пояснение к рабочему учебному плану.

Консультации по каждой дисциплине, изучаемой в данном учебном году, планируются из расчета не менее одного часа в год на каждого студента и проводятся как во время самостоятельной работы, так и в период обязательных аудиторных занятий.

2.9. Система аттестации студентов при дистанционном обучении основывается на рейтинговом (накопительном) принципе оценки достижений студентов. Аттестационные работы выполняются студентами по преимуществу в письменной форме. При проведении промежуточной и итоговой аттестации следует отдавать предпочтение комплексным междисциплинарным экзаменам (формам аттестации). Аттестационный план основной профессиональной образовательной программы по конкретной специальности СПО формируется образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с Государственными требованиями и примерным учебным планом и включается в рабочий учебный план. Рейтинговая оценка достижений студентов осуществляется в соответствии с рекомендациями Координационного совета Программы.

2.10. Промежуточная аттестация включает: экзамены, зачеты, контрольные аттестационные работы (КАТР), курсовые работы (проекты). Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются образовательным учреждением самостоятельно, в соответствии с рекомендациями Координационного совета Программы.

Текущая аттестация проводится в форме КАТР, рекомендованных Координационным советом Программы, с использованием контрольных аттестационных материалов, входящих в состав МДК.

Учебное заведение имеет право по согласованию с Координационным советом Программы разрабатывать и вводить собственные аттестационные и методические материалы с учетом особенностей специальности и контингента обучающихся.

Успешно выполненные КАТР являются основой промежуточной аттестации (зачетов, экзаменов), могут быть зачтены как лабораторные работы или практические занятия по отдельным дисциплинам рабочего учебного плана, включенным в МДК.

Особенности проведения промежуточной аттестации отражаются в рабочем учебном плане, индивидуальном учебном графике.

В конце каждого года (курса) обучения проводится годовой (курсовой) письменный интегрированный экзамен. На проведение годового (курсового) письменного интегрированного экзамена отводится не более шести часов на группу. Число членов экзаменационной комиссии, проверяющих экзаменационные работы, должно быть не менее трех человек. На проверку одной работы предусматривается не менее 2 часов.

2.11. Внеаудиторные КАТР подлежат обязательному письменному рецензированию. Рецензирование КАТР осуществляется тьютором (преподавателем-консультантом) и включает в себя содержательные комментарии и анализ выполненной КАТР, рекомендации по дальнейшему изучению предмета. Рассылка КАТР студентам, получение от них выполненных работ и рассылка рецензий на КАТР должны осуществляться в максимально сжатые сроки с использованием всех доступных образовательному учреждению и студентам современных информационных и коммуникационных технологий и технических средств.

Каждая внеаудиторная КАТР проверяется и рецензируется тьютором в срок не более семи дней. Общий срок нахождения контрольной работы в образовательном учреждении не должен превышать двух недель. Результаты проверки фиксируются в журнале учета контрольных работ и в учебной карточке студента, копии не менее 5% внеаудиторных КАТР по истечении контрольного срока отсылаются для проведения мониторинга качества дистанционного образования в Координационный совет Программы.

По зачтенным работам тьютор может проводить собеседование для выяснения возникших при рецензировании вопросов.

Образовательное учреждение имеет право разрешить прием на рецензирование контрольных работ, выполненных за пределами установленных графиком учебного процесса сроков.

Результаты выполнения КАТР служат допуском для прохождения промежуточной аттестации, оценка за выполнение КАТР учитывается при определении оценки по итогам промежуточной аттестации.

По ряду дисциплин выполнение КАТР является достаточным для зачета с учетом их содержания и уровня сложности и в соответствии с рекомендациями Координационного совета Программы.

2.12. Особенностью организации производственной (профессиональной) практики студентов при дистанционном обучении является возможность реализации программы практики через программу интенсивных индивидуальных и групповых практических занятий (тьюториалов и интенсивных школ), в том числе осуществляемых с применением телекоммуникаций (виртуально), на основе моделирования будущей профессиональной деятельности.