Согласованные общие элементы уголовного законодательства и
связанные с этим меры
1) Признаки состава преступления, выражающегося в активном взяточничестве
i) Под дачей взяток понимается обещание предоставления или предоставление каких-либо неправомерных выплат или иных выгод, вне зависимости от того, производится это напрямую или же через посредников, государственному должностному лицу для него лично или для третьей стороны, для того, чтобы побудить это должностное лицо совершить или воздержаться от совершения действия, относящегося к выполнению этим лицом его служебных обязанностей, с целью получения или сохранения заказов.
ii) Термин "иностранное государственное должностное лицо" означает любое лицо, занимающее законодательную, административную или судебную должность в иностранном государстве или международной организации, вне зависимости от того, назначено оно или избрано на эту должность, или любое лицо, выполняющее государственные должностные функции или обязанности в иностранном государстве.
iii) "Лицо, делающее предложение" - это любое лицо, действующее от своего имени или от имени любого другого физического лица или юридического субъекта.
2) Дополнительные признаки состава преступления или правонарушения
Общие понятия уголовного права - покушение на совершение преступления, соучастие и/или сговор, - содержащиеся в законодательстве государства, осуществляющего судебное преследование, признаются применимыми по отношению к преступлению, выражающемуся в даче взятки иностранному государственному должностному лицу.
3) Оправдывающие обстоятельства и возражения по обвинению
Дача взяток иностранным государственным должностным лицам с целью получения или сохранения заказов является преступлением вне зависимости от суммы взятки и достигнутых с ее помощью результатов, от представлений о местных обычаях и от терпимости, проявляемой местными властями по отношению к взяточничеству.
4) Судебная юрисдикция
Судебная юрисдикция над преступлением в виде дачи взяток иностранным государственным должностным лицам должна обязательно устанавливаться в тех случаях, когда такое преступление совершено - полностью или частично - на территории государства, осуществляющего судебное преследование этого преступления. Территориальная основа для установления судебной юрисдикции должна истолковываться в широком смысле с тем, чтобы для деяния в виде дачи взятки не требовалась существенная привязка по физическому признаку.
Государства, преследующие в судебном порядке своих граждан за преступления, совершенные за границей, должны делать это на основе тех же самых принципов и в связи с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам.
Государства, не осуществляющие судебного преследования на основе принципов гражданства, должны быть готовы экстрадировать своих граждан, совершивших дачу взяток иностранным государственным должностным лицам.
Все страны должны будут проанализировать, эффективны ли в борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам принятые у них в настоящее время основания для установления судебной юрисдикции, и, если нет, принять соответствующие меры по исправлению существующего положения дел.
5) Санкции
За дачу взяток иностранным государственным должностным лицам должны налагаться/полагаться действенные и соразмерные наказания в рамках уголовного права, заставляющие отказаться от намерения совершить подобное преступление. Эти наказания должны быть достаточными, чтобы гарантировать оказание действенной взаимной правовой помощи и экстрадиции, и они должны быть сопоставимыми с теми наказаниями, которые налагаются на взяткодателей за дачу взяток государственным должностным лицам самой данной страны.
Следует предусмотреть введение денежных, гражданско-правовых, административных или уголовных наказаний для любых юридических лиц, вовлеченных в такое преступление, причем при назначении этих наказаний должны учитываться суммы взяток и доходов, полученных от осуществления операции, совершенной благодаря даче взятки.
Должны предусматриваться обращение в доход государства или конфискация орудий преступления, выгод и доходов, полученных благодаря даче взятки, либо наложение сопоставимых по размерам штрафов или взыскание денежных сумм для компенсации причиненного ущерба.
6) Правоприменение
Ввиду серьезности преступления, заключающегося в даче взяток иностранным государственным должностным лицам, государственные обвинители должны принимать решения, основанные на их собственном усмотрении, исходя из соображений профессионального характера. На них не должны влиять соображения, связанные с национальными экономическими интересами, необходимостью способствовать развитию хороших политических отношений, или то, кем является потерпевший.
Компетентные органы должны проводить серьезное расследование в связи с жалобами потерпевших по поводу дачи взяток иностранным государственным должностным лицам.
В законе о давности уголовного преследования должен предусматриваться достаточный срок для расследования и судебного преследования этого сложного преступления.
Правительства государств должны выделять обвинительным органам достаточные ресурсы, позволяющие вести действенное судебное преследование преступлений, заключающихся в даче взяток иностранным государственным должностным лицам.
7) Другие связанные с вышесказанным правовые положения (уголовного и неуголовного характера)
Требования к бухгалтерскому учету, ведению учетной документации и раскрытию информации
Для действенной борьбы с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам государства должны также налагать адекватные санкции за упущения, фальсификацию и мошенничество в сфере бухгалтерского учета.
Отмывание денег
В тех странах, где дача взяток государственному должностному лицу самой этой страны рассматривается как преступление, служащее основанием для применения законодательства о борьбе с отмыванием денег, должна быть принята правовая норма, гласящая, что дача взяток иностранным государственным должностным лицам, вне зависимости от места дачи взяток, является преступлением, служащим основанием для применения законодательства о борьбе с отмыванием денег.