N | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания |
Основная школа | |||
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1. | Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию (базовый уровень) | Б | В условиях временного отсутствия учебников и УМК по естествознанию, |
1.2. | Примерная программа среднего (полного) общего образования по естествознанию | Б | соответствующих стандарту, рабочая |
1.3. | Методическое письмо "О преподавании учебного предмета "Естествознание" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта образования" | Б | программа может быть составлена учителем, в основном, только с помощью этих документов |
1.4. | Учебники по физике, химии, биологии, астрономии для старшей школы | П | Эти учебники (как для базового, так и для профильного уровней) могут использоваться учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения курса. |
1.5. | Энциклопедические словари по физике, химии, биологии, астрономии | Б | |
1.6. | Научно-популярные издания, включая периодику "Знание - сила", "Наука и жизнь", "Химия и жизнь", "В мире науки" | Б | Необходимы для выполнения практических работ, подготовки докладов, сообщений, рефератов |
2. | Печатные пособия | ||
Таблицы: | |||
2.1. | Физические величины и фундаментальные константы | Д | |
2.2. | Шкала электромагнитных волн | Д | |
2.3. | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | Д | |
Серии таблиц по: | |||
2.4. | - неорганической химии | Д | |
2.5. | - органической химии | Д | |
2.6. | Комплект таблиц по строению клетки | Д | |
2.7. | Комплект таблиц по химическому составу клетки | Д | |
2.8. | Биотехнология | Д | |
2.9. | Генетика | Д | |
2.10. | Основы экологии | Д | |
2.11. | Уровни организации живой природы | Д | |
2.12. | Портреты выдающихся ученых физиков, химиков, биологов | Д | Выбор портретов по усмотрению учителя |
Карты: | |||
2.13. | Подвижная карта звездного неба | Д | |
2.14. | Биосферные заповедники и национальные парки мира | Д | |
2.15. | Заповедники и заказники России | Д | |
2.16. | Зоогеографическая карта мира | Д | |
2.17. | Зоогеографическая карта России | Д | |
2.18. | Население и урбанизация мира | Д | |
3. | Цифровые образовательные ресурсы | ||
3.1. | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса | Д | В условиях временного отсутствия УМК по естествознанию возможно выборочное использование существующих программ и электронных учебников по физике, химии, биологии для изучения отдельных разделов и тем курса |
3.2. | Электронные библиотеки по разделам курса | Д | Электронные библиотеки включают комплекс информационно- |
3.3. | Электронные базы данных и интернет- | Д | Должна быть обеспечена возможность выхода в Интернет |
4. | Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | ||
4.1. | Видеофильмы по разделам физики: молекулярной физике, электродинамике, квантовой физике, астрономии | Д | Выборочное использование видеофильмов по усмотрению учителя |
4.2. | Видеофильмы по разделам химии: промышленные синтезы на основе углеводородного сырья, генетическая связь органических веществ, строение веществ | Д | |
4.3. | Видеофильмы по разделам биологии: генетике, эволюции, экологии, происхождению жизни на Земле | Д | |
Транспаранты: | |||
4.4. | Биосинтез белка в клетке | Д | |
4.5. | Гаметогенез | Д | |
4.6. | Деление клетки | Д | |
4.7. | Клонирование | Д | |
4.8. | Механизм иммунитета человека | Д | |
4.9. | Набор по основам экологии | Д | |
4.10. | Строение и размножение вирусов | Д | |
5. | Технические средства обучения (средства ИКТ) | ||
5.1. | Слайд-проектор | Д | |
5.2. | Экран | Д | Мин.размеры 1,5 х 1,5 м |
5.3. | Столик для слайд-проектора | Д | |
6. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
6.1. | Прибор для демонстрации броуновского движения | Д | Номенклатура оборудования, в основном, дана в последовательности, соответствующей логике примерной программы по естествознанию |
6.2. | Газоразрядный счетчик | Д | |
6.3. | Камера для демонстрации следов -частиц | Д | |
6.4. | Дозиметр | П | |
6.5. | Набор веществ для исследования плавления и отвердевания | Ф | |
6.6. | Комплект оборудования по электродинамике (КДЭ) | Д | |
6.7. | Комплект полосовых, дугообразных и кольцевых магнитов | П | |
6.8. | Комплект приборов для демонстрации свойств электромагнитных волн | Д | |
6.9. | Машина электрическая обратимая | Д | |
6.10. | Набор по передаче электрической энергии | Д | |
6.11. | Прибор для демонстрации взаимодействия параллельных токов | Д | |
6.12. | Прибор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле | Д | |
6.13. | Прибор для изучения свойств электронных пучков | Д | |
6.14. | Набор "Электричество" | Ф | |
6.15. | Комплект "Энергия, работа, мощность" | Ф | |
6.16. | Комплект "Возобновляемые источники энергии" | Ф | |
6.17. | Комплект по электродинамике "Экспериментальные задачи" | П | |
6.18. | Комплект приборов для фотоэффекта | Д | |
6.19. | Лазер учебный с принадлежностями | Д | |
6.20. | Набор голограмм | Д | |
6.21. | Набор для демонстрации линейчатых спектров (источник света с линейчатым спектром, спектроскоп лабораторный, прибор для зажигания спектральных трубок с набором трубок) | Д | |
6.22. | Набор по дифракции, интерференции и поляризации света | Ф | |
6.23. | Комплект для изучения фотоэффекта и измерения постоянной Планка | П | |
6.24. | Генератор звуковой частоты | Д | Используются для |
6.25. | Набор для изучения механических волн | Д | демонстрации эффекта Доплера |
6.26. | Прибор для определения состава воздуха | Д | |
6.27. | Набор для экологических исследований | П | Может быть выбран один из существующих тест- |
6.28. | Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий | Д | |
6.29. | Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для изучения свойств магнитов (различные магниты, компасы и т.д.), изучения тепловых явлений (термометр, свечи в мет. держателе и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п. | Ф | |
Измерительные приборы и лабораторное оборудование общего назначения: | |||
6.30. | Компьютерный измерительный блок с набором датчиков (температуры, давления, влажности, магнитного поля, электрической проводимости, содержания кислорода, рН) | Д | Может входить в общее материально-техническое обеспечение естественнонаучных кабинетов |
6.31. | Термометры | Ф | Набор термометров (электронных, жидкостных) должен обеспечить возможность измерения температуры в диапазоне от -30° до 360°С |
6.32. | Весы аналитические | Д | |
6.33. | Весы учебные с гирями | Ф | |
6.34. | Секундомеры | Ф | |
6.35. | Набор электроизмерительных приборов постоянного и переменного тока | Ф | |
6.36. | Мультиметры цифровые | Ф | |
6.37. | Источники постоянного и переменного тока (4 В, 2 А) | Ф | |
6.38. | Осциллограф | Д | |
6.39. | Микроскоп лабораторный | Ф | |
6.40. | Цифровой микроскоп | Д | |
6.41. | Набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии | Д | Может использоваться оборудование общего |
6.42. | Аппарат для проведения химических реакций АПХР | Д | назначения кабинета химии |
6.43. | Столик подъемный | Д | |
6.44. | Штатив металлический ШЛБ | Д | |
6.45. | Штатив демонстрационный для пробирок | Д | |
6.46. | Нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка) | Д | |
6.47. | Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента | Ф | |
6.48. | Штатив лабораторный химический ШЛХ | Ф | |
6.49. | Нагреватели (электрические 42 В, спиртовки 50 мл) | Ф | |
6.50. | Комплект электроснабжения кабинета | Д | Используется электроснабжение кабинетов физики, химии, биологии |
Реактивы: | |||
6.51. | Набор N 1 ОС "Кислоты" | Д/Ф | Для учащихся только |
6.52. | Набор N 2 ОС "Кислоты" | Д/Ф | растворы |
6.53. | Набор N 4 ОС "Оксиды металлов" | Д/Ф | |
6.54. | Набор N 5 ОС "Металлы" | Д/Ф | Порошки металлов учащимся использовать запрещено |
6.55. | Набор N 6 ОС "Щелочные и щелочноземельные металлы" | Д | |
6.56. | Набор N 8 ОС "Галогены" | Д | |
6.57. | Набор N 10 ОС "Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды" | Д | |
6.58. | Набор N 14 ОС "Соединения марганца" | Д/Ф | |
6.59. | Набор N 17 ОС "Индикаторы" | Д/Ф | |
6.60. | Набор N 19 ОС "Углеводороды" | Д | |
6.61. | Набор N 20 ОС "Кислородосодержащие органические вещества" | Д | |
6.62. | Набор N 21 ОС "Кислоты органические" | Д/Ф | |
6.63. | Набор N 22 ОС "Углеводы. Амины" | Д | |
6.64. | Набор N 24 ОС "Материалы" | Д/Ф | |
6.65. | Набор реактивов для курса биологии базового уровня | Д | |
6.66. | Набор для демонстрационного проведения реакции Белоусова-Жаботинского: сульфат церия, бромат калия, малоновая кислота, ферроин | Д | Набор должен быть сформирован как стандартный комплект разработчиками оборудования, а также может быть составлен из имеющихся реактивов учителем |
7. | Модели | ||
7.1. | Модель броуновского движения | Д | |
7.2. | Модель опыта Резерфорда | Д | |
7.3. | Модели кристаллических решеток | Д | |
7.4. | Модель счетчика электрической энергии | Д | |
7.5. | Модель электромагнитного реле | Д | |
7.6. | Действующая модель двигателя-генератора | Д | |
7.7. | Модель фотореле | Д | |
7.8. | Оптическая модель глаза | Д | |
7.9. | Модель Солнечной системы | Д | |
7.10. | Действующая модель тепловой машины | Д | |
7.11. | Модель двигателя внутреннего сгорания | Д | |
7.12. | Набор моделей атомов для составления моделей молекул | Ф | |
7.13. | Набор для моделирования электронного строения атомов | Ф | |
Модели объемные: | |||
7.14. | Молекула белка | Д | |
7.15. | ДНК | Д | |
7.16. | Глаз человека | Д | |
7.17. | Эколого-биологический конструктор | Ф | |
Модели рельефные: | |||
7.18. | Строение растительной клетки | Д | |
7.19. | Строение животной клетки | Д | |
7.20. | Строение вируса | Д | |
Модели-аппликации: | |||
7.21. | Разнообразие клеток живых организмов | Д | |
7.22. | Деление клетки | Д | |
7.23. | Взаимодействие фермента с веществом | Д | |
7.24. | Жизненный цикл вируса | Д | |
7.25. | Синтез белка | Д | |
7.26. | Взаимодействие генов | Д | |
7.27. | Генетика групп крови человека | Д | |
7.28. | Наследование резус-фактора | Д | |
7.29. | Генная инженерия | Д | |
7.30. | Основные направления эволюции | Д | |
7.31. | Эволюция животных | Д | |
7.32. | Эволюция растений | Д | |
7.33. | Биогенный круговорот химических элементов в природе: азота, углерода, фосфора, кислорода, серы | Д | |
7.34. | Взаимодействие в природных сообществах | Д | |
7.35. | Биосфера и человек | Д | |
Муляжи: | |||
7.36. | Ископаемые формы животных | Д | |
7.37. | Набор палеонтологических находок "Происхождение человека" | Д | |
8. | Натуральные объекты | ||
Коллекции: | |||
8.1. | Набор химических элементов | Ф | |
8.2. | Металлы | Ф | |
8.3. | Нефть и важнейшие продукты ее переработки | Ф | |
8.4. | Топливо | Ф | |
8.5. | Волокна | Ф | |
8.6. | Каучук | Ф | |
8.7. | Пластмассы | Ф | |
8.8. | Примеры защитных приспособлений у организмов | П | |
8.9. | Ископаемые растения и животные | П | |
8.10. | Биоценоз пресного водоема | П | |
8.11. | Агроценоз | П | |
Гербарии: | |||
8.12. | Основные закономерности изменчивости | П | |
8.13. | Гербарии, демонстрирующие внутривидовое и видовое разнообразие растений | П | Например, "Водоросли и их разнообразие" |
8.14. | Эволюция органического мира | П | |
8.15. | Типичные биоценозы | П | |
Микропрепараты: | |||
8.16. | Комплект по разделу "Растения" | Ф | Могут использоваться для |
8.17. | Комплект по разделу "Животные" | Ф | исследования растительной и животной клеток |
8.18. | Комплект по разделу "Человек и его здоровье" | Ф | |
8.19. | Комплект по общей биологии (базовый уровень) | Ф |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);
П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.);
Б - библиотечные комплекты (2-5 экз.).