Действующий

О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений

Биология


N

Наименования

Необходимое количество

Примечания

объектов и средств

Основ-

Старшая школа

материально-технического обеспечения

ная школа

Базовый уровень

Профиль-
ный уровень

1

2

3

4

5

6

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Стандарт основного общего образования по биологии

Д

1.2.

Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)

Д

1.3.

Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень)

Д

1.4.

Примерная программа основного общего образования по биологии

Д

1.5.

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологи

Д

1.6.

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по биологии

Д

1.7.

Авторские рабочие программы по разделам биологии

Д

Д

Д

1.8.

Общая методика преподавания биологии

Д

Д

Д

1.9.

Книги для чтения по всем разделам курса биологии

П

1.10.

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

Д

Д

1.11.

Определитель водных беспозвоночных

Д

1.12.

Определитель насекомых

П

П

П

1.13.

Определитель паукообразных

П

1.14.

Определитель птиц

П

П

П

1.15.

Определитель растений

П

П

П

1.16.

Рабочие тетради для учащихся по всем разделам курса

Р

Р

Р

1.17.

Учебники по всем разделам (баз.)

Р

Р

Р

1.18.

Учебники по профилям

Р

1.19.

Энциклопедия "Животные"

Д

Д

Д

1.20.

Энциклопедия "Растения"

Д

Д

Д

2.

Печатные пособия

Таблицы

2.1.

Анатомия, физиология и гигиена человека

Д

Д

Д

2.2.

Биотехнология

Д

2.3.

Генетика

Д

Д

Д

2.4.

Единицы измерений, используемых в биологии

Д

Постоянная экспозиция

2.5.

Основы экологии

Д

Д

Д

2.6.

Портреты ученых биологов

Д

Д

Д

2.7.

Правила поведения в учебном кабинете

Д

Д

2.8.

Правила поведения на экскурсии

Д

Д

2.9.

Правила работы с цифровым микроскопом

Д

2.10.

Развитие животного и растительного мира

Д

Д

Д

2.11.

Систематика животных

Д

Д

Д

2.12.

Систематика растений

Д

Д

Д

2.13.

Строение, размножение и разнообразие животных

Д

Д

Д

2.14.

Строение, размножение и разнообразие растений

Д

Д

Д

2.15.

Схема строения клеток живых организмов

Д

Д

Д

2.16.

Уровни организации живой природы

Д

Д

Д

Карты

2.17.

Биосферные заповедники и национальные парки мира

Д

2.18.

Заповедники и заказники России

Д

Д

Д

2.19.

Зоогеографическая карта мира

Д

Д

Д

2.20.

Зоогеографическая карта России

Д

Д

Д

2.21.

Население и урбанизация мира

Д

2.22.

Природные зоны России

Д

Д

Д

2.23.

Центры происхождения культурных растений и домашних животных

Д

Д

Д

Атласы

2.24.

Анатомия человека

Д

Д

П

2.25.

Беспозвоночные животные

Д

Д

П

2.26.

Позвоночные животные

Д

Д

П

2.27.

Растения. Грибы. Лишайники

Д

Д

П

3.

Цифровые образовательные ресурсы

3.1.

Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным разделам курса биологии

Д/П

Д/П

Д/П

Цифровые компоненты учебно-методического комплекса могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-
тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля)

3.2.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии, в том числе задачник

Д/П

Д/П

Д/П

Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-
справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения)

3.3.

Задачник (цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы)

Цифровой компонент учебно-методического комплекса, включающий обновляемый набор заданий по физике, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся

3.4.

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе биологии, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных

3.5.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

К специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе биологии, относятся, в частности, построитель определителей, виртуальные лаборатории, являющиеся проектной средой, предназначенной для изучения строения клетки, генетики и др.

4.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Видеофильмы

4.1.

Фрагментарный видеофильм о сельскохозяйственных животных

Д

Д

Могут быть в цифровом формате

4.2.

Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов

Д

Д

Д

4.3.

Фрагментарный видеофильм о беспозвоночных животных

Д

Д

Д

4.4.

Фрагментарный видеофильм по обмену веществ у растений и животных

Д

Д

Д

4.5.

Фрагментарный видеофильм по генетике

Д

Д

Д

4.6.

Фрагментарный видеофильм по эволюции живых организмов

Д

Д

Д

4.7.

Фрагментарный видеофильм о позвоночных животных (по отрядам)

Д

Д

Д

4.8.

Фрагментарный видеофильм об охране природы в России

Д

Д

Д

4.9.

Фрагментарный видеофильм по анатомии и физиологии человека

Д

Д

Д

4.10.

Фрагментарный видеофильм по гигиене человека

Д

Д

Д

4.11.

 Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи

Д

Д

Д

4.12.

Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам

Д

Д

Д

4.13.

Фрагментарный видеофильм по селекции живых организмов

Д

Д

Д

4.14.

Фрагментарный видеофильм "Происхождение и развитие жизни на Земле"

Д

Д

Д

Слайды-диапозитивы

4.15.

Методы и приемы работы в микробиологии

Д

4.16.

Многообразие бактерий, грибов

Д

4.17.

Многообразие беспозвоночных животных

Д

Д

Д

4.18.

Многообразие позвоночных животных

Д

Д

Д

4.19.

Многообразие растений

Д

Д

Д

Транспаранты

4.20.

Цитогенетические процессы и их использование человеком (биосинтез белка, деление клетки, гаметогенез, клонирование, иммунитет человека, фотосинтез и др.)

Д

Д

Д

Используют метод наложения

4.21.

Набор по основам экологии

Д

Д

Д

4.22.

Рефлекторные дуги рефлексов

Д

Д

Д

4.23.

Систематика беспозвоночных животных

Д

Д

Д

4.24.

Систематика покрытосеменных

Д

Д

Д

4.25.

Систематика бактерий

Д

4.26.

Систематика водорослей

Д

Д

Д

4.27.

Систематика грибов

Д

4.28.

Систематика позвоночных животных

Д

Д

Д

4.29.

Строение беспозвоночных животных

Д

Д

4.30.

Строение и размножение вирусов

Д

4.31.

Строение позвоночных животных

Д

Д

4.32.

Строение цветков различных семейств растений

Д

Д

4.33.

Структура органоидов клетки

Д

Таблицы-фолии

4.34.

Комплекты по тематике необходимых разделов биологии функционально заменяют демонстрационные таблицы на печатной основе, которые используют эпизодически

Д

Используют при повторении материала и углубленно-профильном изучении объектов, явлений и процессов

5.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

5.1.

Диапроектор (слайд-проектор)

Д

Д

Д

5.2.

Набор компьютерных датчиков с собственными индикаторами или подключаемые карманным портативным компьютерам (должен входить в комплект)

Д

П

П

Датчики содержания кислорода, частоты сердечных сокращений, дыхания, освещенности, температуры, влажности и др.

5.3.

Мультимедийный компьютер

Д

Д

П

Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных)

5.4.

Сканер с приставкой для сканирования слайдов

Д

Д

Д

5.5.

Принтер лазерный

Д

Д

Д

5.6.

Цифровая видеокамера

Д

Д

Д

5.7.

Цифровая фотокамера

Д

Д

Д

5.8.

Слайд-проектор

Д

Д

Д

5.9.

Мультимедиа проектор

Д

Д

Д

5.10.

Стол для проектора

Д

Д

Д

5.11.

Экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

Минимальные размеры 1,5 х 1,5 м

6.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Приборы, приспособления

6.1.

Барометр

Д

Д

Д

6.2.

Весы аналитические

Д

6.3.

Весы учебные с разновесами

Д

Д

Р

6.4.

Гигрометр

Д

Д

Д

6.5.

Комплект для экологических исследований

Д

6.6.

Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

Р

Р

Р

Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.

6.7.

Комплект оборудования для комнатных растений

Д

Д

Д

6.8.

Комплект оборудования для содержания животных

Д

Д

Д

6.9.

Лупа бинокулярная

Р

6.10.

Лупа ручная

Р

Р

Р

6.11.

Лупа штативная

Р

6.12.

Микроскоп школьный ув.300-500

Р

Р

6.12*.

Микроскоп лабораторный

Р

________________

     * Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

6.14.

Термометр наружный

Д

Д

Д

6.15.

Термометр почвенный

Д

6.16.

Термостат

Д

6.17.

Тонометр

Д

Д

Д

6.18.

Цифровой микроскоп или микрофотонасадка

Д

Микроскоп подключается к компьютеру

6.19.

Эргометр

Д

Реактивы и материалы

6.20.

Комплект реактивов для базового уровня

Д

Д

Д

6.21.

Комплект реактивов для профильного уровня

Д

7.

Модели

Модели объемные

7.1.

Модели цветков различных семейств

Д

Д

Д

7.2.

Набор "Происхождение человека"

Д

Д

Д

7.3.

Набор моделей органов человека

Р

Р

Р

7.4.

Торс человека

Д

Д

Д

7.5.

Тренажер для оказания первой помощи

Д

Используется совместно с курсом ОБЖ

Модели остеологические

7.6.

Скелет человека разборный

Д

Д

Д

7.7.

Скелеты позвоночных животных

Р

Р

7.8.

Череп человека расчлененный

Д

Модели рельефные

7.9.

Дезоксирибонуклеиновая кислота

Д

Д

Д

7.10.

Набор моделей по строению беспозвоночных животных

Д

Д

Д

7.11.

Набор моделей по анатомии растений

Д

Д

7.12.

Набор моделей по строению органов человека

Д

Д

Д

7.13.

Набор моделей по строению позвоночных животных

Д

Д

Д

Модели-аппликации (для работы на магнитной доске)

7.14.

Генетика человека

Д

7.15.

Круговорот биогенных элементов

Д

7.16.

Митоз и мейоз клетки

Д

Д

Д

7.17.

Основные генетические законы

Д

Д

Д

7.18.

Размножение различных групп растений (набор)

Д

Д

Д

7.19.

Строение клеток растений и животных

Д

Д

Д

7.20.

Типичные биоценозы

Д

Д

Д

7.21.

Циклы развития паразитических червей (набор)

Д

Д

Д

7.22.

Эволюция растений и животных

Д

Д

Д

Муляжи

7.23.

Плодовые тела шляпочных грибов

Р

Р

7.24.

Позвоночные животные (набор)

Р

Р

7.25.

Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений

Р

Р

Р

8.

Натуральные объекты

8.1.

Гербарии,
 иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп

Р

Р

Р

Используют как раздаточный материал

Влажные препараты

8.2.

Внутреннее строение позвоночных животных (по классам)

Р

Р

8.3.

Строение глаза млекопитающего

Р

Р

Микропрепараты

8.4.

Набор микропрепаратов по ботанике (проф.)

Р

8.5.

Набор микропрепаратов по зоологии (проф.)

Р

8.6.

Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)

Р

Р

Р

8.7.

Набор микропрепаратов по общей биологии (проф.)

Р

8.8.

Набор микропрепаратов по разделу "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" (базовый)

Р

Р

Р

8.9.

Набор микропрепаратов по разделу "Человек" (базовый)

Р

Р

Р

8.10.

Набор микропрепаратов по разделу "Животные" (базовый)

Р

Р

Р

Коллекции

8.11.

Вредители сельскохозяйственных культур

Р

Р

8.12.

Ископаемые растения и животные

Р

8.13.

Морфо-экологические адаптации организмов к среде обитания (форма, окраска и пр.)

Живые объекты

Комнатные растения по экологическим группам

8.14.

Тропические влажные леса

8.15.

Влажные субтропики

Сухие субтропики

8.16.

Пустыни и полупустыни

8.17.

Водные растения

Беспозвоночные животные

8.18.

Простейшие

8.19.

Черви

8.20.

Насекомые

8.21.

Моллюски

Позвоночные животные (содержатся при соблюдении санитарно-гигиенических норм)

8.22.

Млекопитающие (хомячки, морские свинки)

8.23.

Рыбы местных водоемов

8.24.

Аквариумные рыбы

8.25.

Мелкие певчие птицы, волнистые попугаи

9.

Игры

9.1.

Настольные развивающие игры по экологии

П

9.2.

Биологические конструкторы

П

10.

Система средств измерения

10.1.  

Универсальные измерительные комплексы

10.1.1.

Приставка токовая 0-14 pH

Ф

Ф

Ф

10.1.2.

Электрод ph

Ф

Ф

Ф

10.1.3.

Датчик содержания кислорода с адаптером

Ф

Ф

Ф

10.1.4.

Датчик частоты сокращения сердца 0-200 ударов/мин

Ф

Ф

Ф

10.1.5.

Датчик освещенности

Ф

Ф

Ф

10.1.6.

Датчик температуры -25-+110° C

Ф

Ф

Ф

10.1.7.

Датчик влажности повышенной точности 0-100% (точность 5%)

Ф

Ф

Ф

10.1.8.

Датчик дыхания +/- 315 л/мин

Ф

Ф

Ф

10.1.9.

Измерительный Интерфейс, устройство для регистрации и сбора данных

Ф

Ф

Ф

10.1.10.

Программное обеспечение для регистрации и сбора данных (лицензия на лабораторию)

Ф

Ф

Ф

10.1.11.

Методические материалы к цифровой лаборатории по биологии и химии

Ф

Ф

Ф

10.1.12.

Контейнер для хранения датчиков биология

Ф

Ф

Ф

10.1.13.

Раздаточный контейнер для датчиков

Ф

Ф

Ф

11.

Экскурсионное оборудование

Экскурсионное оборудование используется на группу учащихся

11.1.

Бинокль

Д

Д

П

11.2.

Морилка для насекомых

П

П

П

11.3.

Папка гербарная

П

П

П

11.4.

Пресс гербарный

П

П

П

11.5.

Рулетка

Д

Д

Д

11.6.

Совок для выкапывания растений

П

П

П



Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;

Р - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;

Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);

П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (5-7 экз.).