N | Наименования | Необходимое количество | Примечания | ||
объектов и средств | Основ- | Старшая школа | |||
материально-технического обеспечения | ная школа | Базовый уровень | Профиль- | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
1.1. | Стандарт основного общего образования по биологии | Д | |||
1.2. | Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) | Д | |||
1.3. | Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) | Д | |||
1.4. | Примерная программа основного общего образования по биологии | Д | |||
1.5. | Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологи | Д | |||
1.6. | Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по биологии | Д | |||
1.7. | Авторские рабочие программы по разделам биологии | Д | Д | Д | |
1.8. | Общая методика преподавания биологии | Д | Д | Д | |
1.9. | Книги для чтения по всем разделам курса биологии | П | |||
1.10. | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | Д | Д | Д | |
1.11. | Определитель водных беспозвоночных | Д | |||
1.12. | Определитель насекомых | П | П | П | |
1.13. | Определитель паукообразных | П | |||
1.14. | Определитель птиц | П | П | П | |
1.15. | Определитель растений | П | П | П | |
1.16. | Рабочие тетради для учащихся по всем разделам курса | Р | Р | Р | |
1.17. | Учебники по всем разделам (баз.) | Р | Р | Р | |
1.18. | Учебники по профилям | Р | |||
1.19. | Энциклопедия "Животные" | Д | Д | Д | |
1.20. | Энциклопедия "Растения" | Д | Д | Д | |
2. | Печатные пособия | ||||
Таблицы | |||||
2.1. | Анатомия, физиология и гигиена человека | Д | Д | Д | |
2.2. | Биотехнология | Д | |||
2.3. | Генетика | Д | Д | Д | |
2.4. | Единицы измерений, используемых в биологии | Д | Постоянная экспозиция | ||
2.5. | Основы экологии | Д | Д | Д | |
2.6. | Портреты ученых биологов | Д | Д | Д | |
2.7. | Правила поведения в учебном кабинете | Д | Д | ||
2.8. | Правила поведения на экскурсии | Д | Д | ||
2.9. | Правила работы с цифровым микроскопом | Д | |||
2.10. | Развитие животного и растительного мира | Д | Д | Д | |
2.11. | Систематика животных | Д | Д | Д | |
2.12. | Систематика растений | Д | Д | Д | |
2.13. | Строение, размножение и разнообразие животных | Д | Д | Д | |
2.14. | Строение, размножение и разнообразие растений | Д | Д | Д | |
2.15. | Схема строения клеток живых организмов | Д | Д | Д | |
2.16. | Уровни организации живой природы | Д | Д | Д | |
Карты | |||||
2.17. | Биосферные заповедники и национальные парки мира | Д | |||
2.18. | Заповедники и заказники России | Д | Д | Д | |
2.19. | Зоогеографическая карта мира | Д | Д | Д | |
2.20. | Зоогеографическая карта России | Д | Д | Д | |
2.21. | Население и урбанизация мира | Д | |||
2.22. | Природные зоны России | Д | Д | Д | |
2.23. | Центры происхождения культурных растений и домашних животных | Д | Д | Д | |
Атласы | |||||
2.24. | Анатомия человека | Д | Д | П | |
2.25. | Беспозвоночные животные | Д | Д | П | |
2.26. | Позвоночные животные | Д | Д | П | |
2.27. | Растения. Грибы. Лишайники | Д | Д | П | |
3. | Цифровые образовательные ресурсы | ||||
3.1. | Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным разделам курса биологии | Д/П | Д/П | Д/П | Цифровые компоненты учебно-методического комплекса могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно- |
3.2. | Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии, в том числе задачник | Д/П | Д/П | Д/П | Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно- |
3.3. | Задачник (цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы) | Цифровой компонент учебно-методического комплекса, включающий обновляемый набор заданий по физике, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся | |||
3.4. | Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности | К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе биологии, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных | |||
3.5. | Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности | К специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе биологии, относятся, в частности, построитель определителей, виртуальные лаборатории, являющиеся проектной средой, предназначенной для изучения строения клетки, генетики и др. | |||
4. | Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | ||||
Видеофильмы | |||||
4.1. | Фрагментарный видеофильм о сельскохозяйственных животных | Д | Д | Могут быть в цифровом формате | |
4.2. | Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов | Д | Д | Д | |
4.3. | Фрагментарный видеофильм о беспозвоночных животных | Д | Д | Д | |
4.4. | Фрагментарный видеофильм по обмену веществ у растений и животных | Д | Д | Д | |
4.5. | Фрагментарный видеофильм по генетике | Д | Д | Д | |
4.6. | Фрагментарный видеофильм по эволюции живых организмов | Д | Д | Д | |
4.7. | Фрагментарный видеофильм о позвоночных животных (по отрядам) | Д | Д | Д | |
4.8. | Фрагментарный видеофильм об охране природы в России | Д | Д | Д | |
4.9. | Фрагментарный видеофильм по анатомии и физиологии человека | Д | Д | Д | |
4.10. | Фрагментарный видеофильм по гигиене человека | Д | Д | Д | |
4.11. | Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи | Д | Д | Д | |
4.12. | Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам | Д | Д | Д | |
4.13. | Фрагментарный видеофильм по селекции живых организмов | Д | Д | Д | |
4.14. | Фрагментарный видеофильм "Происхождение и развитие жизни на Земле" | Д | Д | Д | |
Слайды-диапозитивы | |||||
4.15. | Методы и приемы работы в микробиологии | Д | |||
4.16. | Многообразие бактерий, грибов | Д | |||
4.17. | Многообразие беспозвоночных животных | Д | Д | Д | |
4.18. | Многообразие позвоночных животных | Д | Д | Д | |
4.19. | Многообразие растений | Д | Д | Д | |
Транспаранты | |||||
4.20. | Цитогенетические процессы и их использование человеком (биосинтез белка, деление клетки, гаметогенез, клонирование, иммунитет человека, фотосинтез и др.) | Д | Д | Д | Используют метод наложения |
4.21. | Набор по основам экологии | Д | Д | Д | |
4.22. | Рефлекторные дуги рефлексов | Д | Д | Д | |
4.23. | Систематика беспозвоночных животных | Д | Д | Д | |
4.24. | Систематика покрытосеменных | Д | Д | Д | |
4.25. | Систематика бактерий | Д | |||
4.26. | Систематика водорослей | Д | Д | Д | |
4.27. | Систематика грибов | Д | |||
4.28. | Систематика позвоночных животных | Д | Д | Д | |
4.29. | Строение беспозвоночных животных | Д | Д | ||
4.30. | Строение и размножение вирусов | Д | |||
4.31. | Строение позвоночных животных | Д | Д | ||
4.32. | Строение цветков различных семейств растений | Д | Д | ||
4.33. | Структура органоидов клетки | Д | |||
Таблицы-фолии | |||||
4.34. | Комплекты по тематике необходимых разделов биологии функционально заменяют демонстрационные таблицы на печатной основе, которые используют эпизодически | Д | Используют при повторении материала и углубленно-профильном изучении объектов, явлений и процессов | ||
5. | Технические средства обучения (средства ИКТ) | ||||
5.1. | Диапроектор (слайд-проектор) | Д | Д | Д | |
5.2. | Набор компьютерных датчиков с собственными индикаторами или подключаемые карманным портативным компьютерам (должен входить в комплект) | Д | П | П | Датчики содержания кислорода, частоты сердечных сокращений, дыхания, освещенности, температуры, влажности и др. |
5.3. | Мультимедийный компьютер | Д | Д | П | Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных) |
5.4. | Сканер с приставкой для сканирования слайдов | Д | Д | Д | |
5.5. | Принтер лазерный | Д | Д | Д | |
5.6. | Цифровая видеокамера | Д | Д | Д | |
5.7. | Цифровая фотокамера | Д | Д | Д | |
5.8. | Слайд-проектор | Д | Д | Д | |
5.9. | Мультимедиа проектор | Д | Д | Д | |
5.10. | Стол для проектора | Д | Д | Д | |
5.11. | Экран (на штативе или навесной) | Д | Д | Д | Минимальные размеры 1,5 х 1,5 м |
6. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||||
Приборы, приспособления | |||||
6.1. | Барометр | Д | Д | Д | |
6.2. | Весы аналитические | Д | |||
6.3. | Весы учебные с разновесами | Д | Д | Р | |
6.4. | Гигрометр | Д | Д | Д | |
6.5. | Комплект для экологических исследований | Д | |||
6.6. | Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ | Р | Р | Р | Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др. |
6.7. | Комплект оборудования для комнатных растений | Д | Д | Д | |
6.8. | Комплект оборудования для содержания животных | Д | Д | Д | |
6.9. | Лупа бинокулярная | Р | |||
6.10. | Лупа ручная | Р | Р | Р | |
6.11. | Лупа штативная | Р | |||
6.12. | Микроскоп школьный ув.300-500 | Р | Р | ||
6.12*. | Микроскоп лабораторный | Р | |||
________________ * Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС". | |||||
6.14. | Термометр наружный | Д | Д | Д | |
6.15. | Термометр почвенный | Д | |||
6.16. | Термостат | Д | |||
6.17. | Тонометр | Д | Д | Д | |
6.18. | Цифровой микроскоп или микрофотонасадка | Д | Микроскоп подключается к компьютеру | ||
6.19. | Эргометр | Д | |||
Реактивы и материалы | |||||
6.20. | Комплект реактивов для базового уровня | Д | Д | Д | |
6.21. | Комплект реактивов для профильного уровня | Д | |||
7. | Модели | ||||
Модели объемные | |||||
7.1. | Модели цветков различных семейств | Д | Д | Д | |
7.2. | Набор "Происхождение человека" | Д | Д | Д | |
7.3. | Набор моделей органов человека | Р | Р | Р | |
7.4. | Торс человека | Д | Д | Д | |
7.5. | Тренажер для оказания первой помощи | Д | Используется совместно с курсом ОБЖ | ||
Модели остеологические | |||||
7.6. | Скелет человека разборный | Д | Д | Д | |
7.7. | Скелеты позвоночных животных | Р | Р | ||
7.8. | Череп человека расчлененный | Д | |||
Модели рельефные | |||||
7.9. | Дезоксирибонуклеиновая кислота | Д | Д | Д | |
7.10. | Набор моделей по строению беспозвоночных животных | Д | Д | Д | |
7.11. | Набор моделей по анатомии растений | Д | Д | ||
7.12. | Набор моделей по строению органов человека | Д | Д | Д | |
7.13. | Набор моделей по строению позвоночных животных | Д | Д | Д | |
Модели-аппликации (для работы на магнитной доске) | |||||
7.14. | Генетика человека | Д | |||
7.15. | Круговорот биогенных элементов | Д | |||
7.16. | Митоз и мейоз клетки | Д | Д | Д | |
7.17. | Основные генетические законы | Д | Д | Д | |
7.18. | Размножение различных групп растений (набор) | Д | Д | Д | |
7.19. | Строение клеток растений и животных | Д | Д | Д | |
7.20. | Типичные биоценозы | Д | Д | Д | |
7.21. | Циклы развития паразитических червей (набор) | Д | Д | Д | |
7.22. | Эволюция растений и животных | Д | Д | Д | |
Муляжи | |||||
7.23. | Плодовые тела шляпочных грибов | Р | Р | ||
7.24. | Позвоночные животные (набор) | Р | Р | ||
7.25. | Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений | Р | Р | Р | |
8. | Натуральные объекты | ||||
8.1. | Гербарии, | Р | Р | Р | Используют как раздаточный материал |
Влажные препараты | |||||
8.2. | Внутреннее строение позвоночных животных (по классам) | Р | Р | ||
8.3. | Строение глаза млекопитающего | Р | Р | ||
Микропрепараты | |||||
8.4. | Набор микропрепаратов по ботанике (проф.) | Р | |||
8.5. | Набор микропрепаратов по зоологии (проф.) | Р | |||
8.6. | Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый) | Р | Р | Р | |
8.7. | Набор микропрепаратов по общей биологии (проф.) | Р | |||
8.8. | Набор микропрепаратов по разделу "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" (базовый) | Р | Р | Р | |
8.9. | Набор микропрепаратов по разделу "Человек" (базовый) | Р | Р | Р | |
8.10. | Набор микропрепаратов по разделу "Животные" (базовый) | Р | Р | Р | |
Коллекции | |||||
8.11. | Вредители сельскохозяйственных культур | Р | Р | ||
8.12. | Ископаемые растения и животные | Р | |||
8.13. | Морфо-экологические адаптации организмов к среде обитания (форма, окраска и пр.) | ||||
Живые объекты | |||||
Комнатные растения по экологическим группам | |||||
8.14. | Тропические влажные леса | ||||
8.15. | Влажные субтропики | ||||
8.16. | Пустыни и полупустыни | ||||
8.17. | Водные растения | ||||
Беспозвоночные животные | |||||
8.18. | Простейшие | ||||
8.19. | Черви | ||||
8.20. | Насекомые | ||||
8.21. | Моллюски | ||||
Позвоночные животные (содержатся при соблюдении санитарно-гигиенических норм) | |||||
8.22. | Млекопитающие (хомячки, морские свинки) | ||||
8.23. | Рыбы местных водоемов | ||||
8.24. | Аквариумные рыбы | ||||
8.25. | Мелкие певчие птицы, волнистые попугаи | ||||
9. | Игры | ||||
9.1. | Настольные развивающие игры по экологии | П | |||
9.2. | Биологические конструкторы | П | |||
10. | Система средств измерения | ||||
10.1. | Универсальные измерительные комплексы | ||||
10.1.1. | Приставка токовая 0-14 pH | Ф | Ф | Ф | |
10.1.2. | Электрод ph | Ф | Ф | Ф | |
10.1.3. | Датчик содержания кислорода с адаптером | Ф | Ф | Ф | |
10.1.4. | Датчик частоты сокращения сердца 0-200 ударов/мин | Ф | Ф | Ф | |
10.1.5. | Датчик освещенности | Ф | Ф | Ф | |
10.1.6. | Датчик температуры -25-+110° C | Ф | Ф | Ф | |
10.1.7. | Датчик влажности повышенной точности 0-100% (точность 5%) | Ф | Ф | Ф | |
10.1.8. | Датчик дыхания +/- 315 л/мин | Ф | Ф | Ф | |
10.1.9. | Измерительный Интерфейс, устройство для регистрации и сбора данных | Ф | Ф | Ф | |
10.1.10. | Программное обеспечение для регистрации и сбора данных (лицензия на лабораторию) | Ф | Ф | Ф | |
10.1.11. | Методические материалы к цифровой лаборатории по биологии и химии | Ф | Ф | Ф | |
10.1.12. | Контейнер для хранения датчиков биология | Ф | Ф | Ф | |
10.1.13. | Раздаточный контейнер для датчиков | Ф | Ф | Ф | |
11. | Экскурсионное оборудование | ||||
Экскурсионное оборудование используется на группу учащихся | |||||
11.1. | Бинокль | Д | Д | П | |
11.2. | Морилка для насекомых | П | П | П | |
11.3. | Папка гербарная | П | П | П | |
11.4. | Пресс гербарный | П | П | П | |
11.5. | Рулетка | Д | Д | Д | |
11.6. | Совок для выкапывания растений | П | П | П |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
Р - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);
П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (5-7 экз.).