N | Наименования | Необходимое количество | Примечания | ||
объектов и средств | Основ- | Старшая школа | |||
материально-технического обеспечения | ная школа | Базовый уровень | Профиль- | ||
Стандарт общего образования по географии | Д | Стандарт по географии и примерные программы | |||
Стандарт полного среднего образования по географии | Д | Д | входят в состав обязательного | ||
Авторские учебные программы по курсам географии основной школы | Д | программно- | |||
Авторские учебные программы по курсам | Д | Д | географии | ||
1. Библиотечный фонд | |||||
1.1. | Учебники и учебные пособия | Учебники должны быть | |||
1.1.1. | Начальный курс географии. 6 кл. | К | рекомендованы (допущены) к | ||
1.1.2. | География. Начальный курс. 6 кл. | К | использованию в учебном процессе. При | ||
1.1.3. | География материков и океанов. 7 кл. | К | комплектации учебниками рекомендуется включить в | ||
1.1.4. | География. Наш дом - Земля: материки, океаны, народы и страны. 7 кл. | К | состав книгопечатной продукции и по несколько экземпляров учебников | ||
1.1.5. | География России. Природа. 8 кл. | К | из других УМК по каждому курсу географии | ||
1.1.6. | География России. Население и хозяйство. 9 кл. | К | |||
1.1.7. | География России. Природа и население. 8 кл. | К | |||
1.1.8. | География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. | К | |||
1.1.9. | Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | К | |||
1.1.10. | Экономическая и социальная география мира. Дополнительные главы. 10 кл. | К | |||
1.1.11. | Глобальная география. 11 кл. | К | |||
1.2. | Дидактические материалы | ||||
1.2.1. | Рабочая тетрадь по начальному курсу географии | К | В состав библиотечного фонда рекомендуется | ||
1.2.2. | Рабочая тетрадь по курсу "Материки, океаны, народы, страны" | К | включать рабочие тетради, соответствующие используемым учебникам | ||
1.2.3. | Рабочая тетрадь по курсу "География России" | К |
| ||
1.2.4. | Рабочая тетрадь по экономической и социальной географии мира | К | К | ||
1.2.5. | Методические рекомендации по начальному курсу географии | Д | |||
1.2.6. | Методические рекомендации по курсу "Материки, океаны, народы, страны" | Д | |||
1.2.7. | Методические рекомендации по курсу "География России" | Д | |||
1.2.8. | Методические рекомендации по экономической и социальной географии мира | Д | Д | ||
1.3. | Определители | ||||
1.3.1. | Малый атлас руководящих ископаемых | П | Могут быть использованы во время полевого | ||
1.3.2. | Определитель минералов и горных пород для школьников | П | практикума по геолого- | ||
2. | Печатные пособия | ||||
2.1. | Таблицы | В кабинете географии | |||
2.1.1. | Ориентирование на местности | Д | могут быть и другие таблицы, содержание | ||
2.1.2. | Богатство морей России | Д | которых соответствует | ||
2.1.3. | Способы добычи полезных ископаемых | Д | разделам стандарта | ||
2.1.4. | Воды суши | Д | |||
2.1.5. | Животный мир материков | Д | |||
2.1.6. | Календарь наблюдений за погодой | Д | |||
2.1.7. | Климат России | Д | |||
2.1.8. | Основные зональные типы почв земного шара | Д | |||
2.1.9. | Основные зональные типы почв России | Д | |||
2.1.10. | План и карта | Д | |||
2.1.11. | Полезные ископаемые и их использование | Д | |||
2.1.12. | Растительный мир материков | Д | |||
2.1.13. | Рельеф и геологическое строение Земли | Д | |||
2.1.14. | Таблицы по охране природы | Д | |||
2.1.15. | Типы климатов земного шара | Д | |||
2.2. | Портреты | ||||
2.2.1. | Набор "Путешественники" | Д | Входят портреты ученых | ||
2.2.2. | Набор "Ученые-географы" | Д | и путешественников, чьи имена упомянуты в стандарте | ||
2.3. | Карты мира | ||||
2.3.1. | Важнейшие культурные растения | Д | |||
2.3.2. | Великие географические открытия | Д | |||
2.3.3. | Внешние экономические связи | Д | |||
2.3.4. | Глобальные проблемы человечества | Д | |||
2.3.5. | Зоогеографическая | Д | |||
2.3.6. | Карта океанов | Д | |||
2.3.7. | Климатическая | Д | |||
2.3.8. | Климатические пояса и области | Д | |||
2.3.9. | Машиностроение и металлообработка | Д | |||
2.3.10. | Народы | Д | |||
2.3.11. | Политическая | Д | Д | Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации | |
2.3.12. | Почвенная | Д | |||
2.3.13. | Природные зоны | Д | |||
2.3.14. | Природные ресурсы | Д | |||
2.3.15. | Растительности | Д | |||
2.3.16. | Религии | Д | |||
2.3.17. | Сельское хозяйство | Д | |||
2.3.18. | Строение земной коры и полезные ископаемые | Д | |||
2.3.19. | Текстильная промышленность | Д | |||
2.3.20. | Транспорт и связь | Д | |||
2.3.21. | Урбанизация и плотность населения | Д | |||
2.3.22. | Уровни социально- | Д | |||
2.3.23. | Физическая | Д | Д | Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации | |
2.3.24. | Физическая полушарий | Д | |||
2.3.25. | Химическая промышленность | Д | |||
2.3.26. | Черная и цветная металлургия | Д | |||
2.3.27. | Экологические проблемы | Д | Д | Содержание карты для старшей школы отличается более подробной характеристикой экологических проблем | |
2.3.28. | Экономическая | Д | |||
2.3.29. | Энергетика | Д | |||
2.4. | Карты материков, их частей и океанов | ||||
2.4.1. | Австралия и Новая Зеландия (социально- | Д | |||
2.4.2. | Австралия и Океания (физическая карта) | Д | |||
2.4.3. | Австралия и Океания (хозяйственная деятельность населения) | Д | |||
2.4.4. | Антарктида (комплексная карта) | Д | |||
2.4.5. | Арктика (комплексная карта) | Д | |||
2.4.6. | Атлантический океан (комплексная карта) | Д | |||
2.4.7. | Африка (политическая карта) | Д | |||
2.4.8. | Африка (социально- | Д | |||
2.4.9. | Африка (физическая карта) | Д | |||
2.4.10. | Африка (хозяйственная деятельность населения) | Д | |||
2.4.11. | Евразия (политическая карта) | Д | |||
2.4.12. | Евразия (физическая карта) | Д | |||
2.4.13. | Евразия (хозяйственная деятельность населения) | Д | |||
2.4.14. | Европа (политическая карта) | Д | |||
2.4.15. | Европа (физическая карта) | Д | |||
2.4.16. | Европа (хозяйственная деятельность населения) | Д | |||
2.4.17. | Зарубежная Европа (социально-экономическая) | Д | |||
2.4.18. | Индийский океан (комплексная карта) | Д | |||
2.4.19. | Северная Америка (политическая карта) | Д | |||
2.4.20. | Северная Америка (социально-экономическая) | Д | |||
2.4.21. | Северная Америка (физическая карта) | Д | |||
2.4.22. | Северная Америка (хозяйственная деятельность населения) | Д | |||
2.4.23. | Тихий океан (комплексная карта) | Д | |||
2.4.24. | Центральная и Восточная Азия (социально- | Д | |||
2.4.25. | Юго-Восточная Азия (социально-экономическая) | Д | |||
2.4.26. | Юго-Западная Азия (социально-экономическая) | Д | |||
2.4.27. | Южная Азия (социально- | Д | |||
2.4.28. | Южная Америка (политическая карта) | Д | |||
2.4.29. | Южная Америка (социально- | Д | |||
2.4.30. | Южная Америка (физическая карта) | Д | |||
2.4.31. | Южная Америка (хозяйственная деятельность населения) | Д | |||
2.5. | Карты России | ||||
2.5.1. | Агроклиматические ресурсы | Д | |||
2.5.2. | Агропромышленный комплекс | Д | |||
2.5.3. | Административная | Д | |||
2.5.4. | Водные ресурсы | Д | |||
2.5.5. | Восточная Сибирь (комплексная карта) | Д | |||
2.5.6. | Восточная Сибирь (физическая карта) | Д | |||
2.5.7. | Геологическая | Д | |||
2.5.8. | Дальний Восток (комплексная карта) | Д | |||
2.5.9. | Дальний Восток (физическая карта) | Д | |||
2.5.10. | Европейский Север России (комплексная карта) | Д | |||
2.5.11. | Европейский Север России (физическая карта) | Д | |||
2.5.12. | Европейский Юг России (комплексная карта) | Д | |||
2.5.13. | Европейский Юг России (физическая карта) | Д | |||
2.5.14. | Западная Сибирь (комплексная карта) | Д | |||
2.5.15. | Западная Сибирь (физическая карта) | Д | |||
2.5.16. | Земельные ресурсы | Д | |||
2.5.17. | Климатическая | Д | |||
2.5.18. | Легкая и пищевая промышленность | Д | |||
2.5.19. | Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность | Д | |||
2.5.20. | Машиностроение и металлообработка | Д | |||
2.5.21. | Народы | Д | |||
2.5.22. | Плотность населения | Д | |||
2.5.23. | Поволжье (комплексная карта) | Д | |||
2.5.24. | Поволжье (физическая карта) | Д | |||
2.5.25. | Почвенная | Д | |||
2.5.26. | Природные зоны и биологические ресурсы | Д | |||
2.5.27. | Растительности | Д | |||
2.5.28. | Северо-Запад России (комплексная карта) | Д | |||
2.5.29. | Северо-Запад России (физическая карта) | Д | |||
2.5.30. | Социально-экономическая | Д | |||
2.5.31. | Тектоника и минеральные ресурсы | Д | |||
2.5.32. | Топливная промышленность | Д | |||
2.5.33. | Транспорт | Д | |||
2.5.34. | Урал (комплексная карта) | Д | |||
2.5.35. | Урал (физическая карта) | Д | |||
2.5.36. | Физическая | Д | |||
2.5.37. | Химическая промышленность | Д | |||
2.5.38. | Центральная Россия (комплексная карта) | Д | |||
2.5.39. | Центральная Россия (физическая карта) | Д | |||
2.5.40. | Черная и цветная металлургия | Д | |||
2.5.41. | Экологические проблемы | Д | |||
2.5.42. | Электроэнергетика | Д | |||
2.6. | Рельефные физические карты | ||||
2.6.1. | Восточная Сибирь | Д | |||
2.6.2. | Дальний Восток | Д | |||
2.6.3. | Кавказ | Д | |||
2.6.4. | Полушария | Д | |||
2.6.5. | Пояс гор Южной Сибири | Д | |||
2.6.6. | Россия | Д | |||
2.6.7. | Урал | Д | |||
2.7. | Альбомы демонстрационного и раздаточного материала | ||||
2.7.1. | Набор учебных топографических карт (учебные топокарты масштабов 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000) | Ф | |||
3. | Цифровые образовательные ресурсы | ||||
3.1. | Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам курса географии, в том числе задачник | Д/П | Д/П | Д/П | Цифровые компоненты учебно-методического комплекса могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно- |
3.2. | Задачник (цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы) | Д/П | Д/П | Д/П | Цифровой компонент учебно-методического комплекса, включающий обновляемый набор заданий по географии, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся |
3.3. | Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу географии | Д/П | Д/П | Д/П | Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно- |
3.4. | Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности | Д/П | Д/П | Д/П | К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе географии, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных |
3.5. | Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности | Д/П | Д/П | Д/П | К специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе географии, относятся, в частности, учебная картографическая система, временная ось |
4. | Технические средства обучения (средства ИКТ) | ||||
4.1. | Мультимедийный компьютер | Д | Д | П | Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных) |
4.2. | Сканер с приставкой для сканирования слайдов | Д | Д | Д | Могут входить в материально- |
4.3. | Принтер лазерный | Д | Д | Д | |
4.4. | Цифровая видеокамера | Д | Д | Д | |
4.5. | Цифровая фотокамера | Д | Д | Д | |
4.6. | Слайд-проектор | Д | Д | Д | |
4.7. | Мультимедиа проектор | Д | Д | Д | |
4.8. | Стол для проектора | Д | Д | Д | |
4.9. | Экран (на штативе или навесной) | Д | Д | Д | Минимальные размеры 1,25 х 1,25 м |
5. | Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | ||||
5.1. | Видеофильмы и видеофрагменты | ||||
5.1.1. | Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность | Д | |||
5.1.2. | Видеофильм о миграциях древнего человека из Азии в Америку | Д | |||
5.1.3. | Памятники природы | Д | Рассказывается об уникальных географических объектах, упомянутых в стандарте | ||
5.1.4. | Города России | Д | Рассказывается о городах РФ, упомянутых в стандарте | ||
5.1.5. | Крупнейшие города мира | Д | Д | Д | Рассказывается о крупнейших городах мира, упомянутых в стандарте |
5.1.6. | Видеофильм о русских ученых-географах | Д | Рассказывается об ученых-географах, чьи имена упомянуты в стандарте | ||
5.1.7. | Видеофильм об известных путешественниках | Д | Рассказывается о путешественниках, чьи имена упомянуты в стандарте | ||
5.1.8. | Наша живая планета | Д | |||
5.1.9. | Озеро Байкал | Д | |||
5.1.10. | Уроки из космоса. Ожившая карта | Д | |||
5.1.11. | Реки России | Д | Рассказывается о реках РФ, упомянутых в стандарте | ||
5.1.12. | Воронежский заповедник | Д | |||
5.1.13. | Крупнейшие реки мира | Д | Рассказывается о реках мира, упомянутых в стандарте | ||
5.1.14. | Восточная и Северо- | Д | |||
5.1.15. | Восточно-Европейская равнина | Д | |||
5.1.16. | Вулканы и гейзеры | Д | |||
5.1.17. | Выветривание | Д | |||
5.1.18. | Высотная поясность | Д | |||
5.1.19. | Географическая оболочка | Д | |||
5.1.20. | Опасные природные явления | Д | |||
5.1.21. | Горы и горообразование | Д | |||
5.1.22. | Загадки Мирового океана | Д | |||
5.1.23. | Камчатка | Д | |||
5.1.24. | Корея | Д | |||
5.1.25. | Ландшафты Австралии | Д | |||
5.1.26. | Ландшафты Азии | Д | |||
5.1.27. | Ландшафты Африки | Д | |||
5.1.28. | Ландшафты Северной Америки | Д | |||
5.1.29. | Ландшафты Южной Америки | Д | |||
5.1.30. | Страны и народы Азии | Д | Д | Д | |
5.1.31. | Страны и народы Африки | Д | Д | Д | |
5.1.32. | Страны и народы Северной Америки | Д | Д | Д | |
5.1.33. | Страны и народы Южной Америки | Д | Д | Д | |
5.1.34. | Заповедные территории России | Д | Рассказывается о заповедниках РФ, упомянутых в стандарте | ||
5.1.35. | Общие физико- | Д | |||
5.1.36. | Современная политическая карта мира | Д | Д | ||
5.1.37. | Заповедные территории мира | Д | Рассказывается о биосферных заповедниках мира, упомянутых в стандарте | ||
5.1.38. | Ступени в подземное царство | Д | |||
5.1.39. | Уссурийская тайга | Д | |||
5.1.40. | Антарктида | Д | |||
5.1.41. | Арктика | Д | |||
5.1.42. | Великие географические открытия | Д | |||
5.1.43. | Глобальные проблемы человечества | Д | Д | ||
5.1.44. | Современные географические исследования | Д | |||
5.1.45. | Земля и Солнечная система | Д | В кабинете географии могут быть и другие видеофильмы и фрагменты, содержание которых соответствует разделам стандарта | ||
5.2. | Слайды (диапозитивы) | В кабинете географии | |||
5.2.1. | География России | Д | могут быть и другие | ||
5.2.2. | Ландшафты Земли | Д | наборы слайдов, | ||
5.2.3. | Природные явления | Д | содержание которых | ||
5.2.4. | Население мира | Д | соответствует разделам | ||
5.2.5. | Минералы и горные породы | Д | стандарта | ||
5.3. | Транспаранты | ||||
5.3.1. | Абсолютная и относительная высота | Д | |||
5.3.2. | Высотная поясность | Д | |||
5.3.3. | Горизонтали | Д | |||
5.3.4. | Горы и равнины | Д | |||
5.3.5. | Градусная сеть, определение широты и долготы | Д | |||
5.3.6. | Национальные парки мира | Д | |||
5.3.7. | Образование вулканов | Д | |||
5.3.8. | Образование осадков | Д | |||
5.3.9. | Образование подземных вод | Д | |||
5.3.10. | Отраслевой состав народного хозяйства России | Д | |||
5.3.11. | Понятие о природном комплексе | Д | |||
5.3.12. | Пороги и водопады | Д | |||
5.3.13. | Почва и ее образование | Д | |||
5.3.14. | Пояса освещенности, климатические пояса и воздушные массы | Д | |||
5.3.15. | Речная система и речной бассейн | Д | |||
5.3.16. | Солнечная радиация и радиационный баланс | Д | |||
5.3.17. | Земля во Вселенной | Д | |||
5.3.18. | План и карта | Д | |||
5.3.19. | Литосфера | Д | |||
5.3.20. | Гидросфера | Д | |||
5.3.21. | Атмосфера | Д | |||
5.3.22. | Биосфера | Д | |||
5.3.23. | Население мира | Д | Д | Д | В кабинете географии могут быть и другие транспаратны, содержание которых соответствует разделам стандарта |
6. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||||
6.1. | Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности) | ||||
6.1.1. | Теллурий | Д | |||
6.1.2. | Компас ученический | Ф | |||
6.1.3. | Теодолит | Д | В комплекте нивелирные рейки, тренога, буссоль | ||
6.1.4. | Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр, будка метеорологическая) | Д | |||
6.1.5. | Линейка визирная | П | |||
6.1.6. | Мензула с планшетом | П | |||
6.1.7. | Нивелир школьный | П | |||
6.1.8. | Угломер школьный | П | |||
6.1.9. | Штатив для мензул, комплектов топографических приборов | П | |||
6.1.10. | Рулетка | П | |||
6.1.11. | Молоток геологический | П | |||
6.1.12. | Набор условных знаков для учебных топографических карт | Д | |||
6.1.13. | Магнитная доска для статичных пособий | Д | |||
6.1.14. | Полевая геохимическая лаборатория | П | |||
6.2. | Модели | ||||
6.2.1. | Модель Солнечной системы | Д | |||
6.2.2. | Глобус Земли физический (масштаб 1:30000000) | Д | |||
6.2.3. | Глобус Земли политический (масштаб 1:30000000) | Д | |||
6.2.4. | Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50000000) | Ф | |||
6.2.5. | Строение складок в земной коре и эволюция рельефа | Д | Моделирует формирование складчатых структур и развитие основных форм рельефа суши | ||
6.2.6. | Модель вулкана | Д | |||
6.3. | Расходные материалы, реактивы | ||||
6.3.1. | Запасной комплект реактивов для полевой геохимической лаборатории | П | |||
7. | Натуральные объекты | ||||
7.1. | Коллекции | ||||
7.1.1. | Коллекция горных пород и минералов | Д | |||
7.1.2. | Коллекция полезных ископаемых различных типов | П | Помимо существующих коллекций целесообразно иметь такие коллекции, | ||
7.1.3. | Коллекция производства: | П | как коллекции по производству меди, | ||
- шерстяных тканей | алюминия | ||||
- шелковых тканей | |||||
- льняных тканей | |||||
- хлопчатобумажных тканей | |||||
7.1.4. | Коллекция по производству чугуна и стали" | П | |||
7.1.5. | Коллекция по нефти и нефтепродуктам | П | |||
7.1.6. | Коллекция по производству меди | П | |||
7.1.7. | Коллекция по производству алюминия | П | |||
7.1.8. | Шкала твердости Мооса | П | Целесообразно использовать в ходе полевого практикума для определения твердости минералов и горных пород | ||
7.1.9. | Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов | Ф | |||
7.2. | Гербарии | ||||
7.2.1. | Гербарий растений природных зон России | П | |||
7.2.2. | Гербарий основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России | П | |||
7.2.3. | Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира | П |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции,
К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).