Действующий

О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений

География


N

Наименования

Необходимое количество

Примечания

объектов и средств

Основ-

Старшая школа

материально-технического обеспечения

ная школа

Базовый уровень

Профиль-
ный уровень

Стандарт общего образования по географии

Д

Стандарт по географии и примерные программы

Стандарт полного среднего образования по географии

Д

Д

входят в состав обязательного

Авторские учебные программы по курсам географии основной школы

Д

программно-
методического обеспечения кабинета

Авторские учебные программы по курсам
географии старшей школы

Д

Д

географии

1. Библиотечный фонд

1.1.

Учебники и учебные пособия

Учебники должны быть

1.1.1.

Начальный курс географии. 6 кл.

К

рекомендованы (допущены) к

1.1.2.

География. Начальный курс. 6 кл.

К

использованию в учебном процессе. При

1.1.3.

География материков и океанов. 7 кл.

К

комплектации учебниками рекомендуется включить в

1.1.4.

География. Наш дом - Земля: материки, океаны, народы и страны. 7 кл.

К

состав книгопечатной продукции и по несколько экземпляров учебников

1.1.5.

География России. Природа. 8 кл.

К

 из других УМК по каждому курсу географии

1.1.6.

География России. Население и хозяйство. 9 кл.

К

1.1.7.

География России. Природа и население. 8 кл.

К

1.1.8.

География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл.

К

1.1.9.

Экономическая и социальная география мира. 10 кл.

К

1.1.10.

Экономическая и социальная география мира. Дополнительные главы. 10 кл.

К

1.1.11.

Глобальная география. 11 кл.

К

1.2.

Дидактические материалы

1.2.1.

Рабочая тетрадь по начальному курсу географии

К

В состав библиотечного фонда рекомендуется

1.2.2.

Рабочая тетрадь по курсу "Материки, океаны, народы, страны"

К

включать рабочие тетради, соответствующие используемым учебникам

1.2.3.

Рабочая тетрадь по курсу "География России"

К

 

1.2.4.

Рабочая тетрадь по экономической и социальной географии мира

К

К

1.2.5.

Методические рекомендации по начальному курсу географии

Д

1.2.6.

Методические рекомендации по курсу "Материки, океаны, народы, страны"

Д

1.2.7.

Методические рекомендации по курсу "География России"

Д

1.2.8.

Методические рекомендации по экономической и социальной географии мира

Д

Д

1.3.

Определители

1.3.1.

Малый атлас руководящих ископаемых

П

Могут быть использованы во время полевого

1.3.2.

Определитель минералов и горных пород для школьников

П

 практикума по геолого-
геоморфологическим профильным программам

2.

Печатные пособия

2.1.

Таблицы

В кабинете географии

2.1.1.

Ориентирование на местности

Д

могут быть и другие таблицы, содержание

2.1.2.

Богатство морей России

Д

которых соответствует

2.1.3.

Способы добычи полезных ископаемых

Д

разделам стандарта

2.1.4.

Воды суши

Д

2.1.5.

Животный мир материков

Д

2.1.6.

Календарь наблюдений за погодой

Д

2.1.7.

Климат России

Д

2.1.8.

Основные зональные типы почв земного шара

Д

2.1.9.

Основные зональные типы почв России

Д

2.1.10.

План и карта

Д

2.1.11.

Полезные ископаемые и их использование

Д

2.1.12.

Растительный мир материков

Д

2.1.13.

Рельеф и геологическое строение Земли

Д

2.1.14.

Таблицы по охране природы

Д

2.1.15.

Типы климатов земного шара

Д

2.2.

Портреты

2.2.1.

Набор "Путешественники"

Д

Входят портреты ученых

2.2.2.

Набор "Ученые-географы"

Д

и путешественников, чьи имена упомянуты в стандарте

2.3.

Карты мира

2.3.1.

Важнейшие культурные растения

Д

2.3.2.

Великие географические открытия

Д

2.3.3.

Внешние экономические связи

Д

2.3.4.

Глобальные проблемы человечества

Д

2.3.5.

Зоогеографическая

Д

2.3.6.

Карта океанов

Д

2.3.7.

Климатическая

Д

2.3.8.

Климатические пояса и области

Д

2.3.9.

Машиностроение и металлообработка

Д

2.3.10.

Народы

Д

2.3.11.

Политическая

Д

Д

Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации

2.3.12.

Почвенная

Д

2.3.13.

Природные зоны

Д

2.3.14.

Природные ресурсы

Д

2.3.15.

Растительности

Д

2.3.16.

Религии

Д

2.3.17.

Сельское хозяйство

Д

2.3.18.

Строение земной коры и полезные ископаемые

Д

2.3.19.

Текстильная промышленность

Д

2.3.20.

Транспорт и связь

Д

2.3.21.

Урбанизация и плотность населения

Д

2.3.22.

Уровни социально-
экономического развития стран мира

Д

2.3.23.

Физическая

Д

Д

Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации

2.3.24.

Физическая полушарий

Д

2.3.25.

Химическая промышленность

Д

2.3.26.

Черная и цветная металлургия

Д

2.3.27.

Экологические проблемы

Д

Д

Содержание карты для старшей школы отличается более подробной характеристикой экологических проблем

2.3.28.

Экономическая

Д

2.3.29.

Энергетика

Д

2.4.

Карты материков, их частей и океанов

2.4.1.

Австралия и Новая Зеландия (социально-
экономическая)

Д

2.4.2.

Австралия и Океания (физическая карта)

Д

2.4.3.

Австралия и Океания (хозяйственная деятельность населения)

Д

2.4.4.

Антарктида (комплексная карта)

Д

2.4.5.

Арктика (комплексная карта)

Д

2.4.6.

Атлантический океан (комплексная карта)

Д

2.4.7.

Африка (политическая карта)

Д

2.4.8.

Африка (социально-
экономическая)

Д

2.4.9.

Африка (физическая карта)

Д

2.4.10.

Африка (хозяйственная деятельность населения)

Д

2.4.11.

Евразия (политическая карта)

Д

2.4.12.

Евразия (физическая карта)

Д

2.4.13.

Евразия (хозяйственная деятельность населения)

Д

2.4.14.

Европа (политическая карта)

Д

2.4.15.

Европа (физическая карта)

Д

2.4.16.

Европа (хозяйственная деятельность населения)

Д

2.4.17.

Зарубежная Европа (социально-экономическая)

Д

2.4.18.

Индийский океан (комплексная карта)

Д

2.4.19.

Северная Америка (политическая карта)

Д

2.4.20.

Северная Америка (социально-экономическая)

Д

2.4.21.

Северная Америка (физическая карта)

Д

2.4.22.

Северная Америка (хозяйственная деятельность населения)

Д

2.4.23.

Тихий океан (комплексная карта)

Д

2.4.24.

Центральная и Восточная Азия (социально-
экономическая)

Д

2.4.25.

Юго-Восточная Азия (социально-экономическая)

Д

2.4.26.

Юго-Западная Азия (социально-экономическая)

Д

2.4.27.

Южная Азия (социально-
экономическая)

Д

2.4.28.

Южная Америка (политическая карта)

Д

2.4.29.

Южная Америка (социально-
экономическая)

Д

2.4.30.

Южная Америка (физическая карта)

Д

2.4.31.

Южная Америка (хозяйственная деятельность населения)

Д

2.5.

Карты России

2.5.1.

Агроклиматические ресурсы

Д

2.5.2.

Агропромышленный комплекс

Д

2.5.3.

Административная

Д

2.5.4.

Водные ресурсы

Д

2.5.5.

Восточная Сибирь (комплексная карта)

Д

2.5.6.

Восточная Сибирь (физическая карта)

Д

2.5.7.

Геологическая

Д

2.5.8.

Дальний Восток (комплексная карта)

Д

2.5.9.

Дальний Восток (физическая карта)

Д

2.5.10.

Европейский Север России (комплексная карта)

Д

2.5.11.

Европейский Север России (физическая карта)

Д

2.5.12.

Европейский Юг России (комплексная карта)

Д

2.5.13.

Европейский Юг России (физическая карта)

Д

2.5.14.

Западная Сибирь (комплексная карта)

Д

2.5.15.

Западная Сибирь (физическая карта)

Д

2.5.16.

Земельные ресурсы

Д

2.5.17.

Климатическая

Д

2.5.18.

Легкая и пищевая промышленность

Д

2.5.19.

Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность

Д

2.5.20.

Машиностроение и металлообработка

Д

2.5.21.

Народы

Д

2.5.22.

Плотность населения

Д

2.5.23.

Поволжье (комплексная карта)

Д

2.5.24.

Поволжье (физическая карта)

Д

2.5.25.

Почвенная

Д

2.5.26.

Природные зоны и биологические ресурсы

Д

2.5.27.

Растительности

Д

2.5.28.

Северо-Запад России (комплексная карта)

Д

2.5.29.

Северо-Запад России (физическая карта)

Д

2.5.30.

Социально-экономическая

Д

2.5.31.

Тектоника и минеральные ресурсы

Д

2.5.32.

Топливная промышленность

Д

2.5.33.

Транспорт

Д

2.5.34.

Урал (комплексная карта)

Д

2.5.35.

Урал (физическая карта)

Д

2.5.36.

Физическая

Д

2.5.37.

Химическая промышленность

Д

2.5.38.

Центральная Россия (комплексная карта)

Д

2.5.39.

Центральная Россия (физическая карта)

Д

2.5.40.

Черная и цветная металлургия

Д

2.5.41.

Экологические проблемы

Д

2.5.42.

Электроэнергетика

Д

2.6.

Рельефные физические карты

2.6.1.

Восточная Сибирь

Д

2.6.2.

Дальний Восток

Д

2.6.3.

Кавказ

Д

2.6.4.

Полушария

Д

2.6.5.

Пояс гор Южной Сибири

Д

2.6.6.

Россия

Д

2.6.7.

Урал

Д

2.7.

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала

2.7.1.

Набор учебных топографических карт (учебные топокарты масштабов 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000)

Ф

3.

Цифровые образовательные ресурсы

3.1.

Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам курса географии, в том числе задачник

Д/П

Д/П

Д/П

Цифровые компоненты учебно-методического комплекса могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-
тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля)

3.2.

Задачник (цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы)

Д/П

Д/П

Д/П

Цифровой компонент учебно-методического комплекса, включающий обновляемый набор заданий по географии, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся

3.3.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу географии

Д/П

Д/П

Д/П

Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-
справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения)

3.4.

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

Д/П

Д/П

Д/П

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе географии, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных

3.5.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Д/П

Д/П

Д/П

К специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе географии, относятся, в частности, учебная картографическая система, временная ось

4.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

4.1.

Мультимедийный компьютер

Д

Д

П

Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных)

4.2.

Сканер с приставкой для сканирования слайдов

Д

Д

Д

Могут входить в материально-
техническое обеспечение образовательного учреждения

4.3.

Принтер лазерный

Д

Д

Д

4.4.

Цифровая видеокамера

Д

Д

Д

4.5.

Цифровая фотокамера

Д

Д

Д

4.6.

Слайд-проектор

Д

Д

Д

4.7.

Мультимедиа проектор

Д

Д

Д

4.8.

Стол для проектора

Д

Д

Д

4.9.

Экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

Минимальные размеры 1,25 х 1,25 м

5.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

5.1.

Видеофильмы и видеофрагменты

5.1.1.

Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность

Д

5.1.2.

Видеофильм о миграциях древнего человека из Азии в Америку

Д

5.1.3.

Памятники природы

Д

Рассказывается об уникальных географических объектах, упомянутых в стандарте

5.1.4.

Города России

Д

Рассказывается о городах РФ, упомянутых в стандарте

5.1.5.

Крупнейшие города мира

Д

Д

Д

Рассказывается о крупнейших городах мира, упомянутых в стандарте

5.1.6.

Видеофильм о русских ученых-географах

Д

Рассказывается об ученых-географах, чьи имена упомянуты в стандарте

5.1.7.

Видеофильм об известных путешественниках

Д

Рассказывается о путешественниках, чьи имена упомянуты в стандарте

5.1.8.

Наша живая планета

Д

5.1.9.

Озеро Байкал

Д

5.1.10.

Уроки из космоса. Ожившая карта

Д

5.1.11.

Реки России

Д

Рассказывается о реках РФ, упомянутых в стандарте

5.1.12.

Воронежский заповедник

Д

5.1.13.

Крупнейшие реки мира

Д

Рассказывается о реках мира, упомянутых в стандарте

5.1.14.

Восточная и Северо-
Восточная Сибирь

Д

5.1.15.

Восточно-Европейская равнина

Д

5.1.16.

Вулканы и гейзеры

Д

5.1.17.

Выветривание

Д

5.1.18.

Высотная поясность

Д

5.1.19.

Географическая оболочка

Д

5.1.20.

Опасные природные явления

Д

5.1.21.

Горы и горообразование

Д

5.1.22.

Загадки Мирового океана

Д

5.1.23.

Камчатка

Д

5.1.24.

Корея

Д

5.1.25.

Ландшафты Австралии

Д

5.1.26.

Ландшафты Азии

Д

5.1.27.

Ландшафты Африки

Д

5.1.28.

Ландшафты Северной Америки

Д

5.1.29.

Ландшафты Южной Америки

Д

5.1.30.

Страны и народы Азии

Д

Д

Д

5.1.31.

Страны и народы Африки

Д

Д

Д

5.1.32.

Страны и народы Северной Америки

Д

Д

Д

5.1.33.

Страны и народы Южной Америки

Д

Д

Д

5.1.34.

Заповедные территории России

Д

Рассказывается о заповедниках РФ, упомянутых в стандарте

5.1.35.

Общие физико-
географические закономерности

Д

5.1.36.

Современная политическая карта мира

Д

Д

5.1.37.

Заповедные территории мира

Д

Рассказывается о биосферных заповедниках мира, упомянутых в стандарте

5.1.38.

Ступени в подземное царство

Д

5.1.39.

Уссурийская тайга

Д

5.1.40.

Антарктида

Д

5.1.41.

Арктика

Д

5.1.42.

Великие географические открытия

Д

5.1.43.

Глобальные проблемы человечества

Д

Д

5.1.44.

Современные географические исследования

Д

5.1.45.

Земля и Солнечная система

Д

В кабинете географии могут быть и другие видеофильмы и фрагменты, содержание которых соответствует разделам стандарта

5.2.

Слайды (диапозитивы)

В кабинете географии

5.2.1.

География России

Д

могут быть и другие

5.2.2.

Ландшафты Земли

Д

наборы слайдов,

5.2.3.

Природные явления

Д

содержание которых

5.2.4.

Население мира

Д

соответствует разделам

5.2.5.

Минералы и горные породы

Д

стандарта

5.3.

Транспаранты

5.3.1.

Абсолютная и относительная высота

Д

5.3.2.

Высотная поясность

Д

5.3.3.

Горизонтали

Д

5.3.4.

Горы и равнины

Д

5.3.5.

Градусная сеть, определение широты и долготы

Д

5.3.6.

Национальные парки мира

Д

5.3.7.

Образование вулканов

Д

5.3.8.

Образование осадков

Д

5.3.9.

Образование подземных вод

Д

5.3.10.

Отраслевой состав народного хозяйства России

Д

5.3.11.

Понятие о природном комплексе

Д

5.3.12.

Пороги и водопады

Д

5.3.13.

Почва и ее образование

Д

5.3.14.

Пояса освещенности, климатические пояса и воздушные массы

Д

5.3.15.

Речная система и речной бассейн

Д

5.3.16.

Солнечная радиация и радиационный баланс

Д

5.3.17.

Земля во Вселенной

Д

5.3.18.

План и карта

Д

5.3.19.

Литосфера

Д

5.3.20.

Гидросфера

Д

5.3.21.

Атмосфера

Д

5.3.22.

Биосфера

Д

5.3.23.

Население мира

Д

Д

Д

В кабинете географии могут быть и другие транспаратны, содержание которых соответствует разделам стандарта

6.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.1.

Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности)

6.1.1.

Теллурий

Д

6.1.2.

Компас ученический

Ф

6.1.3.

Теодолит

Д

В комплекте нивелирные рейки, тренога, буссоль

6.1.4.

Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр, будка метеорологическая)

Д

6.1.5.

Линейка визирная

П

6.1.6.

Мензула с планшетом

П

6.1.7.

Нивелир школьный

П

6.1.8.

Угломер школьный

П

6.1.9.

Штатив для мензул, комплектов топографических приборов

П

6.1.10.

Рулетка

П

6.1.11.

Молоток геологический

П

6.1.12.

Набор условных знаков для учебных топографических карт

Д

6.1.13.

Магнитная доска для статичных пособий

Д

6.1.14.

Полевая геохимическая лаборатория

П

6.2.

Модели

6.2.1.

Модель Солнечной системы

Д

6.2.2.

Глобус Земли физический (масштаб 1:30000000)

Д

6.2.3.

Глобус Земли политический (масштаб 1:30000000)

Д

6.2.4.

Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50000000)

Ф

6.2.5.

Строение складок в земной коре и эволюция рельефа

Д

Моделирует формирование складчатых структур и развитие основных форм рельефа суши

6.2.6.

Модель вулкана

Д

6.3.

Расходные материалы, реактивы

6.3.1.

Запасной комплект реактивов для полевой геохимической лаборатории

П

7.

Натуральные объекты

7.1.

Коллекции

7.1.1.

Коллекция горных пород и минералов

Д

7.1.2.

Коллекция полезных ископаемых различных типов

П

Помимо существующих коллекций целесообразно иметь такие коллекции,

7.1.3.

Коллекция производства:

П

как коллекции по производству меди,

- шерстяных тканей

алюминия

- шелковых тканей

- льняных тканей

- хлопчатобумажных тканей

7.1.4.

Коллекция по производству чугуна и стали"

П

7.1.5.

Коллекция по нефти и нефтепродуктам

П

7.1.6.

Коллекция по производству меди

П

7.1.7.

Коллекция по производству алюминия

П

7.1.8.

Шкала твердости Мооса

П

Целесообразно использовать в ходе полевого практикума для определения твердости минералов и горных пород

7.1.9.

Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов

Ф

7.2.

Гербарии

7.2.1.

Гербарий растений природных зон России

П

7.2.2.

Гербарий основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России

П

7.2.3.

Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира

П



Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции,

К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).