N | Наименования | Необходимое количество | Примечания | ||
объектов и средств | Основ- | Старшая школа | |||
материально-технического обеспечения | ная школа | Базовый уровень | Профиль- | ||
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
1.1. | Стандарт основного общего образования по информатике | Д | Д | Д | Стандарт по информатике, примерные программы, авторские рабочие |
1.2. | Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (базовый уровень) | Д | Д | Д | программы входят в состав обязательного программно- |
1.3. | Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (профильный уровень) | Д | Д | Д | информатики |
1.3*. | Примерная программа основного общего образования по информатике | Д | Д | Д | |
________________ | |||||
1.4. | Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по информатике | Д | Д | Д | |
1.5. | Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по информатике | Д | Д | Д | |
1.6. | Авторские рабочие программы по информатике | Д | Д | Д | |
1.7. | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | Д | Д | Д | |
1.8. | Учебник по информатике для основной школы | К | В библиотечный фонд входят комплекты учебни- | ||
1.9. | Учебник для базового обучения | К | ков, рекомендованных (допущенных) к использо- ванию в учебном процессе. | ||
1.10. | Учебник для профильного обучения | К | При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете информатики, не только УМК, используемого в данной школе, но и по несколько экземпляров учебников из других УМК | ||
1.11. | Учебники для базового обучения с учетом профиля (гуманитарный, естественно- | К | Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета | ||
1.12. | Рабочая тетрадь по информатике | К | К | В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников | |
1.13. | Научная, научно-популярная литература, периодические издания | П | П | П | Необходимы для подготовки докладов и сообщений; Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки |
1.14. | Справочные пособия (энциклопедии и т.п.) | П | П | П | |
1.15. | Дидактические материалы по всем курсам | Ф | Ф | Ф | Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно- |
2. | Печатные пособия | ||||
Плакаты | Таблицы, схемы, | ||||
2.1. | Организация рабочего места и техника безопасности | Д | Д | Д | диаграммы и графики должны быть представлены в виде демонстрационного |
2.2 . | Архитектура компьютера | Д | Д | Д | (настенного), |
2.3. | Архитектура компьютерных сетей | Д | Д | полиграфического издания и в цифровом виде | |
2.4. | Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы) | Д | Д | Д | (например, в виде набора слайдов мультимедиа презентации) |
2.5. | Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме | Д | Д | Д | |
2.6. | История информатики | Д | Д | Д | |
Схемы | |||||
2.7. | Графический пользовательский интерфейс | Д | |||
2.8. | Информация, арифметика информационных процессов | Д | Д | Д | |
2.9. | Виды информационных ресурсов | Д | Д | Д | |
2.10. | Виды информационных процессов | Д | Д | Д | |
2.11. | Представление информации (дискретизация) | Д | Д | Д | |
2.12. | Моделирование, формализация, алгоритмизация | Д | Д | Д | |
2.13. | Основные этапы разработки программ | Д | Д | Д | |
2.14. | Системы счисления | Д | Д | Д | |
2.15. | Логические операции | Д | Д | Д | |
2.16. | Блок-схемы | Д | Д | Д | |
2.17. | Алгоритмические конструкции | Д | Д | Д | |
2.18. | Структуры баз данных | Д | |||
2.19. | Структуры веб-ресурсов | Д | Д | ||
2.20. | Таблица Программа информатизации школы | Д | Д | Д | |
3. | Цифровые образовательные ресурсы | ||||
Инструменты учебной деятельности (программные средства) | Все программные средства должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест | ||||
3.1. | Операционная система | К | К | К | |
3.2. | Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.) | К | К | К | |
3.3. | Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.) | К | К | К | |
3.4. | Программа для организации общения и групповой работы с использованием компьютерных сетей | К | К | К | |
3.5. | Программная оболочка для организации единого информационного пространства школы, включая возможность размещения работ учащихся и работу с цифровыми ресурсами | Д | Д | Д | |
3.6. | Программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Интернет. Брандмауэр и HTTP-прокси сервер | Д | Д | Д | Устанавливается на сервере, для остальных компьютеров необходимы клиентские лицензии |
3.7. | Антивирусная программа | К | К | К | |
3.8. | Программа-архиватор | К | К | К | |
3.9. | Система оптического распознавания текста для русского, национального и изучаемых иностранных языков | К | К | К | |
3.10. | Программа для записи CD и DVD дисков | К | К | К | |
3.11. | Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор, программу разработки презентаций, электронные таблицы | К | К | К | |
3.12. | Звуковой редактор | К | К | К | |
3.13. | Программа для организации аудиоархивов | К | К | К | |
3.14. | Редакторы векторной и растровой графики | К | К | К | |
3.15. | Программа для просмотра статических изображений | К | К | К | |
3.16. | Мультимедиа проигрыватель | К | К | К | Входящий в состав операционных систем или другой |
3.17. | Программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов | П | П | П | |
3.18. | Редактор веб-страниц | К | К | К | |
3.19. | Браузер | К | К | К | Входящий в состав операционных систем или другой |
3.20. | Система управления базами данных, обеспечивающая необходимые требования | К | К | К | |
3.21. | Геоинформационная система, позволяющая реализовать требования стандарта по предметам, использующим картографический материал | К | К | К | |
3.22. | Система автоматизированного проектирования | К | К | К | |
3.23. | Виртуальные компьютерные лаборатории по основным разделам курсов математики и естественных наук | К | К | К | |
3.24. | Интегрированные творческие среды | К | К | К | |
3.25. | Программа-переводчик, многоязычный электронный словарь | К | К | К | Словарь должен иметь возможность озвучивания иностранных слов |
3.26. | Система программирования. | К | К | К | |
3.27. | Клавиатурный тренажер. | К | К | К | |
3.28. | Программное обеспечение для работы цифровой измерительной лаборатории, статистической обработки и визуализации данных | К | К | К | |
3.29. | Программное обеспечение для работы цифровой лаборатории конструирования и робототехники | К | К | К | Для получения и обработки данных, передачи результатов на стационарный компьютер |
3.30. | Программное обеспечение для работы цифрового микроскопа | К | К | К | Дает возможность редактировать изображение, сохранять фото и видеоизображение в стандартных форматах |
3.31. | Коллекции цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам | К | К | К | Предназначены для реализации интегративного подхода, позволяющего изучать информационные технологии в ходе решения задач различных предметов, например, осваивать геоинформационные системы в ходе их использования в курсе географии |
4. | Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | ||||
4.1. | Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов | Д | Д | Д | Данные комплекты должны развивать и дополнять комплекты, описанные в разделе "Печатные пособия" |
5. | Технические средства обучения (средства ИКТ) | ||||
5.1. | Экран (на штативе или настенный) | Д | Д | Д | Минимальный размер |
5.2. | Мультимедиа проектор | Д | Д | Д | В комплекте: кабель питания, кабели для подключения к компьютеру, видео- и аудиоисточникам |
5.3. | Персональный компьютер - рабочее место учителя | Д | Д | Д | Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения и записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен акустическими системами, микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным |
5.4. | Персональный компьютер - рабочее место ученика | К | К | К | Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным |
5.5. | Принтер лазерный | П | П | П | Формат А4 |
5.6. | Принтер цветной | П | П | П | Формат А4 |
5.7. | Принтер лазерный сетевой | Д | Д | Д | Формат А4 |
5.8. | Сервер | Д | Д | Д | Обеспечивает техническую составляющую формирования единого информационного пространства школы. Организацию доступа к ресурсам Интернет. Должен обладать дисковым пространством, достаточным для размещения цифровых образовательных ресурсов, необходимых для реализации образовательных стандартов по всем предметам, а также размещения работ учащихся. Входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения |
5.9. | Источник бесперебойного питания | Д | Д | Д | Обеспечивает работоспособность в условиях кратковременного сбоя электроснабжения. Во всех образовательных учреждениях обеспечивает работу сервера, в местностях с неустойчивым электроснабжением необходимо обеспечить бесперебойным питанием все устройства |
5.10. | Комплект сетевого оборудования | Д | Д | Д | Должен обеспечивать соединение всех компьютеров, установленных в школе в единую сеть с выделением отдельных групп, с подключением к серверу и выходом в Интернет |
5.11. | Комплект оборудования для подключения к сети Интернет | Д | Д | Д | Выбирается в зависимости от выбранного способа подключения конкретной школы. Оптимальной скоростью передачи является 2,4 Мбит/сек |
5.12. | Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения) | Ф | Ф | Ф | Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП |
5.13. | Копировальный аппарат | Д | Д | Д | Входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения |
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации | |||||
5.14. | Устройства создания графической информации (графический планшет) | Ф | Ф | Ф | Рабочая зона - не менее формата А6; чувствительность на нажим; ручка без элементов питания |
5.15. | Сканер | Д | Д | Д | Оптическое разрешение не менее 1200 х 2400 dpi |
5.16. | Цифровой фотоаппарат | Д | Д | Д | Рекомендуется использовать фотоаппараты со светочувствительным элементом не менее 1 мегапикселя |
5.17. | Устройство для чтения информации с карты памяти (картридер) | Д | Д | Д | |
5.18. | Цифровая видеокамера | Д | Д | Д | С интерфейсом IEEE 1394; штатив для работы с видеокамерой |
5.19. | Web-камера | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | |
5.20. | Устройства ввода/вывода звуковой информации - микрофон, наушники | Ф | Ф | Ф | В комплекте к каждому рабочему месту |
5.21. | Устройства вывода/ вывода звуковой информации - микрофон, колонки и наушники | Д | Д | Д | В комплекте к рабочему месту учителя |
5.22. | Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры) | П | П | П | Не менее 4 октав |
5.23. | Внешний накопитель информации | Д | Д | Д | Емкость не менее 120 Гб |
5.24. | Мобильное устройство для хранения информации (флеш-память) | Д | Д | Д | Интерфейс USB; емкость не менее 128 Мб |
Расходные материалы | |||||
5.25. | Бумага | ||||
5.26. | Картриджи для лазерного принтера | Количество расходных материалов должно | |||
5.27. | Картриджи для струйного цветного принтера | определяться запросами образовательных | |||
5.28. | Картриджи для копировального аппарата | учреждений и зависит от количества классов и | |||
5.29. | Дискеты | должно полностью | |||
5.30. | Диск для записи (CD-R или CD-RW) | обеспечивать потребности учебного процесса | |||
5.31. | Спирт для протирки оборудования | Ориентировочно - из расчета 20 г на одно устройство в год | |||
6. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||||
6.1. | Конструктор для изучения логических схем | П | П | П | |
6.2. | Комплект оборудования для цифровой измерительной естественно-научной лаборатории на базе стационарного и/или карманного компьютеров | П | П | П | Включает набор из нескольких (но не менее 7) цифровых датчиков (расстояния, температуры, освещенности, влажности, давления, тока, напряжения, магнитной индукции и пр.), обеспечивающих возможность измерений методически обусловленных комплексов физических параметров с необходимой точностью, устройство для регистрации, сбора и хранения данных, карманный и стационарный компьютер, программное обеспечение для графического представления результатов измерений, их математической обработки и анализа, сбора и учета работ учителем |
6.3. | Комплект оборудования для лаборатории конструирования и робототехники | П | П | П | В комплекте - набор конструктивных элементов для создания программно управляемых моделей, программируемый микропроцессорный блок, набор датчиков (освещенности, температуры, угла поворота и др.), регистрирующих информацию об окружающей среде и обеспечивающих обратную связь, программное обеспечение для управления созданными моделями.* |
6.4. | Цифровой микроскоп или устройство для сопряжения обычного микроскопа и цифровой фотокамеры | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | Подключаемый к компьютеру микроскоп, обеспечивающий изменяемую кратность увеличения; верхняя и нижняя подсветка предметного столика; прилагаемое программное обеспечение должно обеспечивать возможность сохранения статических и динамических изображений в стандартных форматах с разрешением, достаточным для учебного процесса |
7. | Модели | ||||
7.1. | Устройство персонального компьютера | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | Модели могут быть представлены в |
7.2. | Преобразование информации в компьютере | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | цифровом формате для демонстрации на |
7.3. | Информационные сети и передача информации | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | компьютере |
7.4. | Модели основных устройств ИКТ | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | |
8. | Натуральные объекты | ||||
8.1. | В качестве натуральных объектов предполагается использование средств ИКТ, описанных в разделах "Технические средства обучения" и "Учебно- | ||||
8.2. | Микропрепараты для изучения с помощью цифрового микроскопа | П | П |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);
П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (5-7 экз.).