Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПИСЬМО

от 1 апреля 2005 года N 03-417


О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения
 общеобразовательных учреждений



Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет для использования в работе согласованный с Российской академией образования Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (далее - Перечень).

Данный Перечень не является обязательным, он выполняет функцию ориентира при оснащении школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов, поскольку разработан на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

При формировании содержания Перечня исходили из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными видами информации и ее источниками. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач, именно поэтому Перечень включает не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения введения государственного стандарта общего образования.

В Перечне представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов и средств материально-технического обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа развития сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, а также существенными изменениями, которым должны подвергнуться учебно-методические пособия в связи с введением государственного образовательного стандарта. Кроме того, в школьную практику преподавания постепенно вводятся новые носители информации, в том числе мультимедийные, что также потребует пересмотра сложившейся системы материально-технического обеспечения учебного процесса.

В описании приводятся рекомендованные технические характеристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Значительная часть учебных материалов, входящих в данный Перечень, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.

Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25 учащихся).

Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

- Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

- К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

- Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

- П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Выбор помещения, его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2.178-02)*.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "СанПиН 2.4.2.1178-02". - Примечание "КОДЕКС".

Департамент государственной политики в образовании рекомендует использовать данный Перечень при решении вопросов оснащения общеобразовательных учреждений, а также для расчета нормативов финансирования обучающихся.

Директор
 И.И.Калина

     

Начальная школа


Русский язык (с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения)

N

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

 1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

К

Библиотечный фонд комплектуется с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения на основе Перечня УМК, рекомендованных или допущенных МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала

1.2.

Стандарт начального образования по русскому языку

Д

 

1.3.

Примерная программа начального образования по русскому языку

Д

 

2. Печатные пособия

2.1.

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)

Д

 

2.2.

Касса букв и сочетаний (по возможности)

Ф

 

2.3.

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку

Д

 

2.4.

Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)

Д

 

2.5.

Словари всех типов по русскому языку

Ф+Д

 

2.6.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)

Д

 

3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

3.1.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Д

Для изучения русского языка в школе с родным (нерусским) языком обучения

3.2.

Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку

Д

 

3.3.

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку

Д

 

3.4.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения

Д

 

4. Технические средства обучения (средства ИКТ)

4.1.

Телевизор

Д

С диагональю экрана не менее 72 см

4.2.

Видеомагнитофон/ видеоплейер

Д

 

4.3.

CD/DVD-проигрыватели

Д

4.4.

Музыкальный центр

Д

 

4.5.

Слайд-проектор

Д

 

4.6.

Мультимедийный проектор

Д

 

4.7.

Экран для мультимедийного проектора

Д

Размер не менее 1,5 х 1,5 м

4.8.

Экран для оверхед-проектора

Д

Размер не менее 1,5 х 1,5 м

4.9.

Экран для слайд-проектора

Д

Размер не менее 1,5 х 1,5 м

4.10.

Столик для слайд-проектора

Д

4.11.

Столик для оверхед-проектора

Д

4.12.

Столик для мультимедийного проектора

Д

4.13.

Мультимедийный компьютер

Д

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных)

4.14.

Оверхед-проектор

Д

4.15.

Сканер

Д

 

4.16.

Принтер лазерный А4

Д

 

4.17.

Принтер струйный цветной А4

Д

 

4.18.

Фотокамера цифровая

Д

 

4.19.

Видеокамера цифровая со штативом

Д

 

5. Игры и игрушки

5.1.

Куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы окружающего мира ребенка, передающие этнический облик русских и других представителей Российской Федерации

Д

 

5.2.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

П

 

5.3.

Настольные развивающие игры (типа "Эрудит") и др.

Ф

 

     

Литературное чтение (с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения)

N

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

К

УМК выбираются с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения. В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала

1.2.

Стандарт начального образования по литературному чтению

Д

С учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения

1.3.

Примерная программа начального образования по литературному чтению

Д

Выбирается с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения

2. Печатные пособия

2.1.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме)

Д

2.2.

Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению

Ф

2.3.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)

Д

2.4.

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения

Д/К

2.5.

Портреты поэтов и писателей (в соответствии с Обязательным минимумом)

Д

3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

3.1.

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Д

3.2.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

Д

3.3.

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения

Д

3.4.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

4. Игры и игрушки

4.1.

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

Ф

     


Иностранный язык

N

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Учебно-методические комплекты (УМК) по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам для 2-4 классов

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ. При

1.2.

Стандарт начального образования по иностранному языку. Примерная программа начального образования по иностранному языку

Д

комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные

1.3.

Авторская программа к УМК, который используется для изучения иностранного языка

Д

экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала

2. Печатные пособия

2.1.

Алфавит (настенная таблица)

Д

 

2.2.

Касса букв и буквосочетаний

Ф

 

2.3.

Транскрипционные знаки (таблица)

Д

 

2.4.

Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по иностранному языку (могут быть в цифровом виде)

Д

 

2.5.

Наборы тематических картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по иностранному языку (могут быть в цифровом виде)

Д

 

2.6.

Ситуационные плакаты (магнитные или иные) с раздаточным материалом по темам: Классная комната, Квартира, Детская комната, Магазин и т.п. (могут быть в цифровом виде)

Д

 

2.7.

Карты на иностранном языке:

Географическая карта/ы стран/ы изучаемого языка

Д

Географическая карта Европы

Д

3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

3.1.

Аудиозаписи к УМК, используемым для изучения иностранного языка

Д

 

3.2.

Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по иностранным языкам

Д

 

3.3.

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по иностранным языкам

Д

 

3.4.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения

Д

 

4. Игры и игрушки

4.1.

Куклы в национальной одежде, передающие облик жителей стран изучаемого языка

Д

 

4.2.

Лото (домино), развивающие игры на иностранном языке

П

 

4.3.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

Ф

 

4.4.

Мяч

Д

 

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»