ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2005 года N 14
Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в 2005 году
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2004 года, установил.
Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора провели большую работу по повышению уровня государственного санитарно-эпидемиологического надзора в детских летних оздоровительных учреждениях (далее - ЛОУ).
В ходе подготовки к летней оздоровительной кампании 2004 года при участии центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора проведены совещания и заседания комиссий по организации летнего отдыха детей, на которых обсуждались вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия при подготовке летних оздоровительных учреждений. На местах приняты постановления глав администраций и изданы приказы директоров базовых организаций по реализации программ летнего отдыха детей. В адрес руководителей организаций специалистами центров Госсанэпиднадзора направлены планы-задания (более 165 тыс. мероприятий) по улучшению санитарно-технического состояния ЛОУ и проведению противоэпидемических мероприятий. По данным центров Госсанэпиднадзора, 92,3% мероприятий были выполнены.
Активно проводилась работа по организации дератизационных, дезинсекционных мероприятий и акарицидная обработка в районах размещения летних оздоровительных учреждений, неблагополучных по заболеваемости клещевым энцефалитом, геморрагической лихорадкой и др.
В динамике за последние пять лет в целом по Российской Федерации отмечается снижение числа неудовлетворительных проб питьевой воды по санитарно-химическим и микробиологическим показателям в источниках нецентрализованного и централизованного водоснабжения.
Вместе с тем вызывает тревогу, что в летнем сезоне 2004 года количество детских летних оздоровительных учреждений по сравнению с 2003 годом уменьшилось на 1552 и составило 61619. В связи с этим число детей, охваченных организованным детским отдыхом, сократилось более чем на 175 тысяч.
По-прежнему отмечалось открытие летних оздоровительных лагерей без получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Всего без получения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам было открыто 192 летних оздоровительных учреждения.
Продолжали отмечаться серьезные недостатки в организации питания детей и подростков.
В рационах имело место невыполнение норм питания по основным продуктам питания (молоку, мясу, рыбе, маслу сливочному, овощам, фруктам), отмечалось занижение веса порций готовых блюд, восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов. Не всегда и не везде проводилась "С"-витаминизация готовых блюд. Зачастую натуральные продукты заменялись консервированными.
Положение усугублялось низкой стоимостью рационов, что не позволило обеспечить выполнение норм питания детей.
Недостаточное использование в рационе питания детей молока, творога, кисломолочной продукции и свежей рыбы отмечалось в Магаданской, Новгородской, Новосибирской, Ивановской, Камчатской, Сахалинской областях, Республике Карелия и Дальневосточном регионе на транспорте и др.
Недостаток потребления фруктов и овощей зарегистрирован в Чукотском автономном округе, Республике Карелия, Ивановской области и др.
В Кировской области, несмотря на разнообразный ассортимент блюд, в лагерях с дневным пребыванием детей имели место нерациональная замена блюд и использование в питании консервированных продуктов.
Отсутствие у работников пищеблоков ряда летних оздоровительных учреждений достаточной подготовки и случаи приема на работу лиц, страдающих хроническими заболеваниями, повлекли нарушения технологии приготовления блюд и возникновение пищевых отравлений и острых желудочно-кишечных заболеваний в летних оздоровительных учреждениях.
В период летней оздоровительной кампании 2004 года в детских летних оздоровительных учреждениях было зарегистрировано 10 случаев массовых инфекционных заболеваний с числом пострадавших детей 327.
При этом имели место случаи сокрытия или позднего информирования центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора о фактах массовых заболеваний медицинскими работниками лагерей (например, в Пензенской области в детском оздоровительном центре "Белка" и оздоровительном лагере "Радуга").
В 2004 году наибольшее количество случаев заболеваний кишечными и капельными инфекциями (в том числе ОРВИ) отмечено в Сибирском федеральном округе, а чесоткой и грибковыми заболеваниями - в Приволжском федеральном округе.
При этом на протяжении последних лет наиболее высокие показатели заболеваемости регистрируются в загородных стационарных и санаторных оздоровительных лагерях, в которых должен достигаться максимальный оздоровительный эффект (соответственно, 59,3 на 1000 чел. и 49,8 на 1000 чел.).
В летнюю оздоровительную кампанию 2004 года к местам отдыха и обратно было перевезено железнодорожным транспортом 1,9 млн.детей, водным и воздушным транспортом - 3,6 тыс.детей, автомобильным транспортом - 11,7 тыс.детей.
При осуществлении Госсанэпиднадзора за перевозкой детей отмечались факты нарушений требований санитарных норм и правил. В нарушение пунктов 2.1.10 и 2.3 СП 2.5.1277-03* допускалась посадка в поезда детей с острой формой заболевания, без медицинских справок, подтверждающих выздоровление.
_______________
* Зарегистрированы в Минюсте России 9 апреля 2003 года, регистрационный N 4397.
В 2004 году возросло количество выявленных заболевших детей в пути следования к месту отдыха и обратно. С мая по октябрь в пути следования выявлено 119 заболевших детей (в 2003 году - 24). Дети следовали из детских оздоровительных учреждений "Геолог" (г.Туапсе), "Звездочка" (г.Одесса), "Смена" (г.Адлер), "Жемчужина моря", "Отважные и смелые" (пос.Кабардинка, г.Геленджик), "Бирюса" (г.Лазоревское).
Выявлены случаи проезда групп детей без медицинского сопровождения: 90 групп или 7,3 тыс.детей и установлены фирмы-организаторы, допустившие указанное нарушение: "12 месяцев", "Путь добра и милосердия", "Мостеплоэнерго", "Архипелаг", "Пирамида", "Анита-Тур" (Москва), "Семья" (Санкт-Петербург), "Юпитер", "Фортуна-С" (г.Екатеринбург), "Комбинат N 48" (г.Пермь), "Мединком Доктор Матвеева" (г.Нижний Тагил), турагентство "Роза-тур" (г.Чита), "ЮжУралТур" (г.Челябинск), "Звезды Сибири", "Каприччио" (г.Красноярск), "Сиблентур" (г.Иркутск), Башкирская республиканская ассоциация "Творческое развитие" (г.Уфа) и др.
Нерешенным оставался вопрос организации полноценного горячего питания детей в пути следования из-за высокой стоимости рационов, оплата которых недоступна многим родителям. В вагонах-ресторанах пассажирских поездов было организовано питание только для 53,6 тыс.детей, остальные обеспечивались наборами продуктов ("сухими пайками") либо питались домашними продуктами.
Отмечены факты нарушения пункта 4.2 СП 2.5.1277-03 в части санитарно-технической подготовки пассажирских вагонов в поездах формирования Калининградской, Горьковской, Восточно-Сибирской, Дальневосточной железных дорог (не проводилась уборка вагонов, отсутствовали уборочный инвентарь и дезинфицирующие средства, питьевые бачки не были заправлены кипяченой водой, не работали системы вентиляции, освещения, нарушался режим мытья посуды, постельные принадлежности использовались без постельного белья).
В целях обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей и подростков в период летней оздоровительной кампании 2005 года на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.482)
постановляю:
1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:
1.1. Заслушать организации, на балансе которых находятся летние оздоровительные учреждения, о ходе проведения их подготовки к летней оздоровительной кампании, оказав им содействие в проведении ремонтно-восстановительных работ, в первую очередь на водопроводных и канализационных сооружениях и сетях.
1.2. Предусмотреть выделение необходимых средств на проведение противоклещевых обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в районах размещения детских летних оздоровительных учреждений в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом.
1.3. Обеспечить в приоритетном порядке отдых, оздоровление, а также проезд до места отдыха и обратно детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также других категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства.
2. Администрациям организаций, на балансе которых находятся летние оздоровительные учреждения, а также руководителям этих учреждений:
2.1. Провести необходимую подготовку летних оздоровительных учреждений к приему детей, обеспечив соблюдение санитарных норм и правил, обратив при этом особое внимание на организацию питания, водоснабжения и канализования.
2.2. Не допускать открытия летних оздоровительных учреждений без санитарно-эпидемиологических заключений, выданных территориальными управлениями Роспотребнадзора в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
2.3. Принять действенные меры по подготовке и подбору квалифицированного персонала пищеблоков, имеющего опыт работы в летних оздоровительных учреждениях.
2.4. Рекомендовать при организации питания в летних оздоровительных учреждениях, с учетом состояния здоровья детей, сведений о дефиците нутриентов, свойственных данному региону, вводить в рацион питания детей пищевые продукты, обогащенные витаминами, микро- и макронутриентами.
3. Организациям, осуществляющим организацию отдыха детей по регионам, обеспечить:
3.1. Направление за 3 суток до отправки организованных детских коллективов информации в территориальные управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту об их численности.
3.2. Обязательное медицинское сопровождение организованных групп детей.
3.3. Оказание медицинской помощи детям в пути следования и доотправку их до места назначения в случае вынужденной госпитализации.
3.4. Организацию полноценного горячего питания организованных групп детей в вагонах-ресторанах пассажирских поездов при нахождении в пути свыше 1 суток и наборами пищевых продуктов ("сухими пайками") с согласованием их ассортимента с территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в установленном порядке.
4. Предложить ОАО "Российские железные дороги":
4.1. Организовать обеспечение формирования пассажирских составов, осуществляющих перевозку организованных детских групп к местам отдыха и обратно, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов", особенно обращая внимание на заправку вагонов доброкачественной питьевой водой, исправную работу систем вентиляции и кондиционирования воздуха, охладителей питьевой воды, наличие дезинфицирующих средств.
4.2. Продолжить на железных дорогах практику продажи билетов для организованных детских контингентов только при наличии официального подтверждения организаторами поездки медицинского сопровождения.
5. Руководителям органов управлений здравоохранения субъектов Российской Федерации, руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
5.1. Обеспечить действенный контроль за проведением летней оздоровительной кампании, организацией полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей, и в первую очередь в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, создание полноценных условий для отдыха и оздоровления детей, находящихся в особо трудных социальных условиях.
5.2. Обеспечить своевременное и качественное проведение медицинских осмотров сотрудников, направляемых на работу в летние оздоровительные учреждения.
5.3. Принять действенные меры по подбору квалифицированного медицинского персонала, имеющего опыт работы с детьми в летних оздоровительных учреждениях, проводить инструктажи медицинских работников, сопровождающих детские организованные коллективы, и родителей отъезжающих детей по организации питания и питьевого режима детей в пути следования.
5.4. Обеспечить выделение специалистов для медицинского сопровождения детских организованных групп во время оздоровительных кампаний, а также резервных мест в лечебных учреждениях на случай экстренной госпитализации больных детей.
5.5. Обязать медицинских работников летних оздоровительных учреждений:
осуществлять действенный контроль за работой пищеблоков, организацией питания, соблюдением температурного режима в помещениях, физическим воспитанием и закаливанием детей, соблюдением физиологических норм нагрузки при проведении спортивных соревнований и трудовой деятельности;
проводить работу по гигиеническому воспитанию детей, популяризации навыков здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения.
6. Территориальным управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
6.1. Обеспечить:
открытие летних оздоровительных учреждений при наличии санитарно-эпидемиологических заключений, выданных в порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
действенный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за работой летних оздоровительных учреждений, обратив особое внимание на работу пищеблоков и состояние источников питьевого водоснабжения, мест купания;
контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, входящих в наборы питания ("сухие пайки") в случаях организации питания детей вне вагонов-ресторанов пассажирских поездов с обязательным согласованием наборов продуктов, не допуская включения в них скоропортящихся продуктов.
6.2. Довести текст настоящего постановления до сведения всех организаций, принимающих участие в организации летней оздоровительной кампании, и обеспечить строгий контроль за реализацией настоящего постановления.
7. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения - центрам гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации не допускать взимание платы при приемке учреждений летних оздоровительных учреждений, при проведении лабораторно-инструментального контроля, проведении профилактических медицинских осмотров и гигиенического обучения персонала, направляемого для работы в оздоровительные учреждения, а также медицинских осмотров подростков при оформлении временной занятости на летний период.
8. Территориальному управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту обеспечить контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием:
пассажирских составов, обеспечивающих перевозку организованных детских групп, при подготовке в рейс и противоэпидемическим режимом в пути следования, особенно обращая внимание на заправку вагонов доброкачественной питьевой водой, исправную работу систем вентиляции и кондиционирования воздуха, охладителей питьевой воды, наличие дезинфицирующих средств;
вагонов-ресторанов поездов, обеспечивающих питание организованных групп детей, соблюдением в них санитарно-гигиенического режима, качеством и безопасностью продуктов питания и питьевой воды с обязательным согласованием меню при получении предварительных заявок на перевозку детей.
9. Руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора по Краснодарскому, Ставропольскому краям, Ростовской области обеспечить взаимодействие с территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, из которых дети направляются на отдых в упомянутые территории, с целью предупреждения инфекционных заболеваний в летних оздоровительных учреждениях.
10. Руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту о ходе подготовки к летней оздоровительной кампании доложить до 24.05.2005.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П.Гульченко.
Г.Г.Онищенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
17 мая 2005 года,
регистрационный N 6594
Текст документа сверен по:
"Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти",
N 22, 30.05.2005