Цель Программы - реализация положений Таможенного кодекса Российской Федерации, оптимизация деятельности морской службы и авиации Федеральной таможенной службы в целях повышения эффективности таможенного контроля в пределах территориального моря, внутренних морских водах, в российской части вод пограничных рек и озер, а также на территории, прилегающей к таможенной границе Российской Федерации.
Задачами Программы являются:
- совершенствование существующей нормативно-правовой базы и разработка новых нормативных правовых документов по деятельности морской службы и авиации, экипажей морских (речных) и воздушных судов таможенных органов Российской Федерации;
- оптимизация организационно-штатной структуры морской службы и авиации, экипажей таможенных судов, укрепление их кадрового потенциала, социальной защищенности;
- оснащение (переоснащение) таможенных органов Российской Федерации современными морскими (речными) и воздушными судами;
- поддержание морских (речных) и воздушных судов таможенных органов в технически исправном состоянии (организация плановых ремонтов техники с выполнением работ по ее модернизации), развитие материально-технической и ремонтной базы, совершенствование инфраструктуры базирования судов;
- повышение эффективности таможенного контроля в территориальном море, во внутренних морских водах, в российской части вод пограничных рек и озер, а также на территории, прилегающей к таможенной границе Российской Федерации;
- совершенствование системы мер, направленных на противодействие контрабанде и иным преступлениям, административным правонарушениям в области таможенного дела вне пунктов пропуска.
Для достижения поставленной цели необходимо повысить эффективность применения морских (речных) и воздушных судов, связанной с наполнением доходной части федерального бюджета.
Основные показатели результатов деятельности таможенных органов с применением морских (речных) и воздушных судов указаны в таблице:
Задача, программа, | Единица | Отчетный период | Плановый период | ||||
показатели, мероприятия | измерения | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Задача. Уменьшение потенциальных угроз государству, вызванных перемещением запрещенных или нелегальных товаров (в т.ч. морских биоресурсов), которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику Российской Федерации. | |||||||
Социально-экономические результаты: | |||||||
- обеспечение экономической безопасности; | |||||||
- защита рынка, производителя и стимулирование развития экономики; | |||||||
- снижение уровня криминализации внешнеторговой деятельности. | |||||||
Программа. Обеспечение таможенного контроля в объеме, необходимом и достаточном для соблюдения законодательства Российской Федерации. | |||||||
Показатели конечного результата | |||||||
Задержано судов- | ед. | 70 | 79 | 107 | 110 | 135 | 146 |
Предотвращено незаконное перемещение товаров и материальных ценностей | млн.руб. | 59,789 | 64,51 | 26,98 | 40,5 | 73,3 | 90,1 |
Выявлено и пресечено нарушений таможенного законодательства | ед. | 118 | 175 | 70 | 100 | 180 | 219 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Увеличение потока транспортных средств в пунктах пропуска при выполнении таможенного контроля воздушными судами таможенных органов вне пунктов пропуска | процент (%) | 112 | 118 | 120 | 128 | 131 | 134 |
Мероприятия | |||||||
Совершенствование законодательной базы морской и авиационной деятельности, приведение ее в соответствие с требованиями Международных конвенций и договоров по вопросам мореплавания, морского законодательства и нормативных правовых документов государственной авиации Российской Федерации; | |||||||
Оптимизация организационно-штатной структуры морских и авиационных подразделений; | |||||||
Организация работы с кадрами, повышение уровня подготовки кадров; | |||||||
Строительство объектов таможенной инфраструктуры; | |||||||
Проведение среднего ремонта морских (речных) судов и капитально-восстановительного ремонта авиационной техники, закупленной в 1991-1994 годах; | |||||||
Доведение летно-технических характеристик воздушных судов, выпущенных в 1990-1995 годах, до уровня, соответствующего новым международным нормам; | |||||||
Внедрение системы обслуживания авиационной техники по техническому состоянию; | |||||||
Модернизация эксплуатируемых морских (речных) судов; | |||||||
Приобретение новых морских (речных) и воздушных судов; | |||||||
Централизованная закупка комплектующих агрегатов и оборудования, взамен выработавших назначенный ресурс. |
Таким образом, реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность деятельности таможенных органов при проведении таможенного контроля товаров и транспортных средств в пределах территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, а также на территории, прилегающей к таможенной границе, с использованием морских (речных) и воздушных судов, обеспечить соблюдение таможенного законодательства Российской Федерации, укрепить кадровый потенциал и повысить социальный статус должностных лиц морских (речных) и авиационных подразделений.
Показатели конечного результата подлежат уточнению при формировании федерального бюджета на содержание таможенных органов на очередной год в зависимости от ассигнований, выделяемых на реализацию Программы.
1. Обоснование применения и совершенствования морских и авиационных
подразделений таможенных органов для целей таможенного контроля
В целях оперативного реагирования на складывающуюся обстановку, как на сухопутной таможенной границе между установленных пунктов пропуска, так и в территориальном море, во внутренних морских водах, в российской части вод пограничных рек и озер, а также на территории, прилегающей к таможенной границе Российской Федерации, в системе таможенных органов приказом ГТК России от 30.07.97 N 460 была создана морская служба, а постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 87 - авиация ГТК России, разработана Программа создания морских и авиационных подразделений таможенных органов.
В связи с большой протяженностью таможенной границы Российской Федерации (23114,6 км, из них 8605,4 км (37,3%) составляют морские, озерные и речные участки) и ее недостаточной обустроенностью с государствами ближнего зарубежья, возникла объективная необходимость организации противодействия незаконному перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации вне установленных пунктов пропуска.
Решение данной проблемы нашло отражение в разделе XIV "Федеральной целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.96 N 1052, в котором был определен порядок создания морских и авиационных подразделений, приобретение новой морской и авиационной техники, а также объемы их финансирования.
К концу 2000 года предусматривалось приобрести для таможенных органов - 65 ед. морских и речных судов, а также 4 вертолета и 2 самолета, однако фактически было приобретено только 9 ед. морских и речных судов.
По состоянию на 01.01.2005 года таможенные органы Российской Федерации располагают:
- 39 морскими и речными судами (Северо-Западное таможенное управление - 11 ед., Южное таможенное управление - 18 ед., Сибирское таможенное управление - 1 ед. и Дальневосточное таможенное управление - 9 ед.), из них 16 ед. морально устаревших проектов (41% судового состава). Несмотря на принимаемые экипажами меры по поддержанию таможенных судов в технически исправном состоянии, до 2012 года все устаревшие суда станут непригодными к использованию по прямому предназначению;
- 12 вертолетами (Центральное таможенное управление - 1 ед., Сибирское таможенное управление - 1 ед., Уральское таможенное управление - 1 ед., Северо-Западное таможенное управление - 2 ед., Южное таможенное управление - 2 ед., Приволжское таможенное управление - 1 ед., Дальневосточное таможенное управление - 4 ед.).
2. Правовое обеспечение деятельности морских
и авиационных подразделений таможенных органов
В Таможенном кодексе Российской Федерации (статьи 388 и 409) концептуально отражены вопросы применения воздушных, морских и речных судов таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием судов.
Морские (речные) и воздушные суда относятся к особой категории транспортных средств таможенных органов. Суда используются, как правило, непосредственно у Государственной границы, в любых погодных условиях, и как правило, при противодействии (в том числе и вооруженном) нарушителей таможенного законодательства Российской Федерации.