Недействующий

Об утверждении программы совершенствования морской службы таможенных органов и авиации Федеральной таможенной службы на 2005-2007 годы (фактически утратил силу)

II. Основные направления совершенствования морской службы и авиации таможенных органов


Цель Программы - реализация положений Таможенного кодекса Российской Федерации, оптимизация деятельности морской службы и авиации Федеральной таможенной службы в целях повышения эффективности таможенного контроля в пределах территориального моря, внутренних морских водах, в российской части вод пограничных рек и озер, а также на территории, прилегающей к таможенной границе Российской Федерации.

Задачами Программы являются:

- совершенствование существующей нормативно-правовой базы и разработка новых нормативных правовых документов по деятельности морской службы и авиации, экипажей морских (речных) и воздушных судов таможенных органов Российской Федерации;

- оптимизация организационно-штатной структуры морской службы и авиации, экипажей таможенных судов, укрепление их кадрового потенциала, социальной защищенности;

- оснащение (переоснащение) таможенных органов Российской Федерации современными морскими (речными) и воздушными судами;

- поддержание морских (речных) и воздушных судов таможенных органов в технически исправном состоянии (организация плановых ремонтов техники с выполнением работ по ее модернизации), развитие материально-технической и ремонтной базы, совершенствование инфраструктуры базирования судов;

- повышение эффективности таможенного контроля в территориальном море, во внутренних морских водах, в российской части вод пограничных рек и озер, а также на территории, прилегающей к таможенной границе Российской Федерации;

- совершенствование системы мер, направленных на противодействие контрабанде и иным преступлениям, административным правонарушениям в области таможенного дела вне пунктов пропуска.

Для достижения поставленной цели необходимо повысить эффективность применения морских (речных) и воздушных судов, связанной с наполнением доходной части федерального бюджета.

Основные показатели результатов деятельности таможенных органов с применением морских (речных) и воздушных судов указаны в таблице:

Задача, программа,

Единица

Отчетный период

Плановый период

показатели, мероприятия

измерения

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

1

2

3

4

5

6

7

8

Задача. Уменьшение потенциальных угроз государству, вызванных перемещением запрещенных или нелегальных товаров (в т.ч. морских биоресурсов), которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику Российской Федерации.

Социально-экономические результаты:

- обеспечение экономической безопасности;

- защита рынка, производителя и стимулирование развития экономики;

- снижение уровня криминализации внешнеторговой деятельности.

Программа. Обеспечение таможенного контроля в объеме, необходимом и достаточном для соблюдения законодательства Российской Федерации.

Показатели конечного результата

Задержано судов-
нарушителей (автотранспортных средств)

ед.

70

79

107

110

135

146

Предотвращено незаконное перемещение товаров и материальных ценностей

млн.руб.

59,789

64,51

26,98

40,5

73,3

90,1

Выявлено и пресечено нарушений таможенного законодательства

ед.

118

175

70

100

180

219

1

2

3

4

5

6

7

8

Увеличение потока транспортных средств в пунктах пропуска при выполнении таможенного контроля воздушными судами таможенных органов вне пунктов пропуска

процент (%)

112

118

120

128

131

134

Мероприятия

Совершенствование законодательной базы морской и авиационной деятельности, приведение ее в соответствие с требованиями Международных конвенций и договоров по вопросам мореплавания, морского законодательства и нормативных правовых документов государственной авиации Российской Федерации;

Оптимизация организационно-штатной структуры морских и авиационных подразделений;

Организация работы с кадрами, повышение уровня подготовки кадров;

Строительство объектов таможенной инфраструктуры;

Проведение среднего ремонта морских (речных) судов и капитально-восстановительного ремонта авиационной техники, закупленной в 1991-1994 годах;

Доведение летно-технических характеристик воздушных судов, выпущенных в 1990-1995 годах, до уровня, соответствующего новым международным нормам;

Внедрение системы обслуживания авиационной техники по техническому состоянию;

Модернизация эксплуатируемых морских (речных) судов;

Приобретение новых морских (речных) и воздушных судов;

Централизованная закупка комплектующих агрегатов и оборудования, взамен выработавших назначенный ресурс.


Таким образом, реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность деятельности таможенных органов при проведении таможенного контроля товаров и транспортных средств в пределах территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, а также на территории, прилегающей к таможенной границе, с использованием морских (речных) и воздушных судов, обеспечить соблюдение таможенного законодательства Российской Федерации, укрепить кадровый потенциал и повысить социальный статус должностных лиц морских (речных) и авиационных подразделений.

Показатели конечного результата подлежат уточнению при формировании федерального бюджета на содержание таможенных органов на очередной год в зависимости от ассигнований, выделяемых на реализацию Программы.

1. Обоснование применения и совершенствования морских и авиационных
 подразделений таможенных органов для целей таможенного контроля


В целях оперативного реагирования на складывающуюся обстановку, как на сухопутной таможенной границе между установленных пунктов пропуска, так и в территориальном море, во внутренних морских водах, в российской части вод пограничных рек и озер, а также на территории, прилегающей к таможенной границе Российской Федерации, в системе таможенных органов приказом ГТК России от 30.07.97 N 460 была создана морская служба, а постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 87 - авиация ГТК России, разработана Программа создания морских и авиационных подразделений таможенных органов.

В связи с большой протяженностью таможенной границы Российской Федерации (23114,6 км, из них 8605,4 км (37,3%) составляют морские, озерные и речные участки) и ее недостаточной обустроенностью с государствами ближнего зарубежья, возникла объективная необходимость организации противодействия незаконному перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации вне установленных пунктов пропуска.

Решение данной проблемы нашло отражение в разделе XIV "Федеральной целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.96 N 1052, в котором был определен порядок создания морских и авиационных подразделений, приобретение новой морской и авиационной техники, а также объемы их финансирования.

К концу 2000 года предусматривалось приобрести для таможенных органов - 65 ед. морских и речных судов, а также 4 вертолета и 2 самолета, однако фактически было приобретено только 9 ед. морских и речных судов.

По состоянию на 01.01.2005 года таможенные органы Российской Федерации располагают:

- 39 морскими и речными судами (Северо-Западное таможенное управление - 11 ед., Южное таможенное управление - 18 ед., Сибирское таможенное управление - 1 ед. и Дальневосточное таможенное управление - 9 ед.), из них 16 ед. морально устаревших проектов (41% судового состава). Несмотря на принимаемые экипажами меры по поддержанию таможенных судов в технически исправном состоянии, до 2012 года все устаревшие суда станут непригодными к использованию по прямому предназначению;

- 12 вертолетами (Центральное таможенное управление - 1 ед., Сибирское таможенное управление - 1 ед., Уральское таможенное управление - 1 ед., Северо-Западное таможенное управление - 2 ед., Южное таможенное управление - 2 ед., Приволжское таможенное управление - 1 ед., Дальневосточное таможенное управление - 4 ед.).

2. Правовое обеспечение деятельности морских
 и авиационных подразделений таможенных органов


В Таможенном кодексе Российской Федерации (статьи 388 и 409) концептуально отражены вопросы применения воздушных, морских и речных судов таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием судов.

Морские (речные) и воздушные суда относятся к особой категории транспортных средств таможенных органов. Суда используются, как правило, непосредственно у Государственной границы, в любых погодных условиях, и как правило, при противодействии (в том числе и вооруженном) нарушителей таможенного законодательства Российской Федерации.