4.1. За исключением системы, при которой повышение по службе производится исключительно на основе стажа, которую Хартия ни в коем случае не исключает, поскольку она рассматривается как предоставляющая наилучшую защиту независимости судей, но которая требует, чтобы в рамках национальных судебных систем было достигнуто абсолютное качество при наборе кандидатов, необходимо следить за тем, чтобы через должностные повышения независимость и непредвзятость судей не оказывались под угрозой. Необходимо уточнить, что в данном случае следует опасаться как незаконных отказов в повышении судьи, так и излишнего должностного повышения.
Именно поэтому среди критериев для повышения в Хартии определяются исключительно качества и заслуги, отмеченные в рамках осуществления судейских полномочий на основании объективных оценок со стороны одного или нескольких судей, при этом добавлено, что такие оценки должны быть обсуждены с заинтересованным лицом.
На основе таких оценок независимая инстанция, упомянутая в пункте 1.3, производит должностные повышения, либо соответствующее решение принимается по ее предложению, рекомендации или на основе данного ею заключения. В Хартии специально предусмотрено, что судьи, предложение о должностном повышении которых не передается на рассмотрение в независимую инстанцию, должны иметь возможность подать жалобу в данную инстанцию.
Положения пункта 4.1, естественно, не будут применяться в рамках тех систем, в которых не существует судейской иерархии и понятия повышения; такие системы также могут рассматриваться как обеспечивающие высокую степень защищенности независимости судей.
4.2. В данном пункте Хартии рассматривается вопрос о деятельности, осуществляемой параллельно с судебными полномочиями. В Хартии предусмотрено, что судья свободно осуществляет деятельность, не связанную с выполнением его мандата, включая ту, которая является выражением его гражданских прав. Такая свобода, имеющая принципиальное значение, может быть ограничена лишь в том случае, если деятельность, не связанная с осуществлением мандата, являлась бы несовместимой либо с оказываемым доверием к беспристрастности и независимости судьи, либо ограничивала имеющееся у судьи время, необходимое для рассмотрения с должным вниманием и в разумные сроки переданных ему дел. Хартия не указывает на конкретные виды деятельности. При этом понимается, что необходимо их конкретное рассмотрение под углом зрения возможного отрицательного воздействия не связанной с мандатом деятельности на условия осуществления судейских обязанностей. В Хартии предусмотрено, что для осуществления иной оплачиваемой деятельности, чем литературная и художественная, судья должен обращаться за соответствующим разрешением.
4.3. В данном пункте Хартии затрагивается вопрос, который часто называют "резерв" судьи. Зафиксированная в Хартии позиция основана на положениях статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также юриспруденции Европейского Суда по правам человека в отношении данных положений. Установлено, что судья должен воздерживаться от такого поведения, действия или проявления, которые могут действительно повредить доверию к их беспристрастности и независимости. Обращая внимание на действительный вред, Хартия позволяет избежать чрезмерной строгости, в результате которой судьи оказались бы отделенными от общества и гражданства.
4.4. В Хартии предусмотрено "право судей на постоянную переподготовку": они должны иметь регулярный доступ к учебным программам и курсам, осуществляемым за государственный счет и призванными обеспечить судье поддержание на должном уровне и углубление как методических, так и социальных и культурных знаний. Государство обязано заботиться об организации такого образовательного процесса в соответствии с условиями, предусмотренными в пункте 2.3, в отношении роли независимой инстанции, упомянутой в пункте 1.3 в целях обеспечения соответствия образовательного процесса и осуществляющих его учреждений требованиям открытости, компетентности и непредвзятости.
Положения, изложенные в пунктах 2.3 и 4.4 в отношении профессиональной подготовки, с достаточной гибкостью определяют круг гарантий для их лучшей адаптации к существующим в данной области национальным реалиям: школам, находящимся в административном подчинении Министерства юстиции, образовательным структурам при Высшем совете магистратуры, фондам, учрежденным на основе норм частного права, и т.д.