3.1. Анализ задач, стоящих перед таможенной службой при контроле крупногабаритных грузов и транспортных средств, и пути их решения.
Основными задачами, стоящими перед таможенной службой при контроле крупногабаритных грузов и транспортных средств, являются:
- сокращение времени на таможенное оформление и контроль крупногабаритных грузов и транспортных средств;
- сокращение объема фактически досматриваемых крупногабаритных грузов и транспортных средств;
- проверка соответствия товаров сведениям, заявленным в товаросопроводительных документах, определение наименования и страны происхождения товаров;
- увеличение поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет;
- повышение эффективности выявления контрабанды наркотических и взрывчатых веществ, оружия и иных предметов, перемещаемых с нарушением таможенного законодательства;
- увеличение пропускной способности крупногабаритных грузов и транспортных средств через пункты пропуска.
Решение перечисленных задач возможно только на основе использования новых технологий таможенного контроля и широкого применения ИДК.
3.2. Основные требования к СТККГ и ТС и ее составным частям.
Для решения задач, указанных в пункте 3.1, должна быть создана СТККГ и ТС, состоящая из ИДК различных типов и модификаций, размещенных в пунктах пропуска, организовано управление данной системой и электронный обмен информацией в СТККГ и ТС по каналам единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов.
ИДК в первую очередь должны размещаться в MПП, АПП, ВПП, ЖДПП, расположенных на основных транспортных магистралях с наиболее интенсивным товаропотоком, МТК, а также в местах, где происходит наибольшее количество таможенных правонарушений.
MПП, АПП, ВПП, ЖДПП должны оснащаться различными модификациями ИДК (стационарные, легковозводимые (перебазируемые), мобильные, ИДК для контроля авиационных контейнеров, ИДК для контроля железнодорожных составов).
Мобильными ИДК должны быть оснащены все региональные таможенные управления. Минимальное оснащение может быть определено как один мобильный ИДК на региональное таможенное управление. В то же время целесообразность применения мобильных ИДК должна рассматриваться с учетом множества факторов, включая интенсивность товаропотоков на различных направлениях, количество нарушений таможенного законодательства в разных регионах, "перетекание" товаропотоков вследствие установки стационарных ИДК в пунктах пропуска и т.д.
Все ИДК должны быть подключены к ЕАИС таможенных органов.
На ИДК должна поступать информация в соответствии с системой управления рисками, оперативная информация об участниках внешнеэкономической деятельности, перевозчиках, имевших правонарушения в таможенной сфере.
Изображения товаров и транспортных средств, полученные с помощью ИДК, в электронном виде должны передаваться пользователям (таможня, региональное таможенное управление, ФТС России).
В целях минимизации затрат на оснащение пунктов пропуска ИДК может быть организован взаимный обмен электронной информацией о рентгеновском обследовании товаров и транспортных средств с помощью ИДК с таможенными службами сопредельных государств.
Оперативные решения по управлению применением ИДК должны приниматься в пунктах пропуска, таможенных постах (таможнях) и в региональных таможенных управлениях. Оперативный контроль за их применением должен осуществляться ФТС России.
Минимально необходимое количество ИДК для оснащения таможенных органов Российской Федерации и создания СТККГ и ТС составляет ориентировочно 40 стационарных комплексов.
3.3. Требования к функциональной структуре СТККГ и ТС.
Функциональная структура СТККГ и ТС должна предусматривать:
1) создание в ГНИВЦе ФТС России общего информационного ресурса на основании информации о результатах просмотра инспектируемых товаров и транспортных средств с помощью ИДК в таможенных органах;
2) обеспечение доступа центральному аппарату ФТС России и другим таможенным органам (таможня, региональное таможенное управление) к общему информационному ресурсу ГНИВЦа ФТС России о результатах инспекции товаров и транспортных средств, его использование для решения задач, возложенных на таможенные органы;
3) обеспечение в ИДК информационной безопасности, в том числе при взаимодействии с внешними информационными системами, комплексами программных средств ЕАИС таможенных органов;
4) обеспечение удаленного просмотра изображений в целях обмена электронной информацией, получаемой с помощью ИДК, в том числе с таможенными службами сопредельных государств;
5) обеспечение однозначной идентификации электронной информации об инспектируемых товарах с транспортным средством, товаросопроводительными и таможенными документами;
6) обеспечение передачи информации об участниках внешнеэкономической деятельности, товарах и транспортных средствах на ИДК в соответствии с Концепцией системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК России от 26.09.2003 N 1069.