2.1. Состояние проблемы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.
Глобализация мировой экономики приводит к возрастанию товаропотока между государствами, а географическое положение Российской Федерации обуславливает прохождение через ее территорию кратчайших транспортных путей между Европой и Азией. Вместе с тем рост активности террористических организаций и транснациональных наркокартелей требует усиления контроля за перемещаемыми товарами и транспортными средствами через Государственную границу Российской Федерации.
Так, географическое положение приграничных территорий России, их близость к источникам культивирования и производства наркотиков, широкая сеть развитых международных транспортных магистралей, значительное число пунктов пропуска (в том числе оборудованных по упрощенной схеме), наличие которых обусловлено масштабами страны и темпами развития внешнеэкономической деятельности, продолжает способствовать активному использованию данной среды наркопреступностью для нелегального перемещения контрабанды наркотиков как в Россию, так и транзитом через ее территорию.
Принимая во внимание достаточно стабильные показатели за последние пять лет, отражающие общие объемы задержанной таможенными органами контрабанды наркотиков и интенсивность их поставок, можно полагать, что в ближайшие годы ситуация не претерпит серьезных изменений в сторону улучшения. Тем более, что в Афганистане, где возделывание опийного мака является чуть ли не отраслью сельского хозяйства, в 2003 году собран урожай опия, превышающий 3600 тонн, а в 2004 году собрано уже 4200 тонн, что достаточно для изготовления 420 тонн героина.
Таким образом, интенсивность попыток контрабанды героина останется на прежнем уровне, а наличие огромных запасов данного наркотика будет способствовать перемещению весьма крупных его партий. При этом российско-казахстанская граница, учитывая ее протяженность и слабую защищенность, является главным направлением, разрабатываемым международными преступными группировками, по использованию территории России для транзитных поставок героина в страны Европы и США.
Наибольшую трудность среди всех видов объектов таможенного контроля представляет проверка содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств - авиационных, морских, железнодорожных контейнеров, грузовых автомашин, рефрижераторов, так как контроль связан с необходимостью выполнения целого комплекса трудоемких и длительных разгрузочно-погрузочных работ (2-3 часа на одно транспортное средство), наличия специально выделенных для этого площадок, что практически делает возможным только единичный выборочный досмотр этих объектов; основная их масса, особенно транзитные грузы, проходит таможенное оформление только на основании представленных документов, фактически без необходимой реальной идентификации содержимого. Кроме того, по этим же причинам также выборочно досматриваются и сами транспортные средства, их конструкционные узлы, которые потенциально могут использоваться в качестве тайников для сокрытия предметов контрабанды.
В связи с особой опасностью использования указанных видов объектов таможенного контроля для целей организованной контрабанды мировая таможенная практика, наряду с осуществлением оперативных мероприятий, в последнее время стремится максимально исключить возможность контрабанды за счет использования для ее поиска специальной техники. Наиболее эффективной техникой в настоящее время является ИДК.
ИДК позволяет за минимальное время (3-5 мин.) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров.
Опыт применения ИДК таможенными службами других стран подтверждает их высокую эффективность.
По информации Главного таможенного управления КНР введение ИДК в порту г.Далян позволило повысить собираемость таможенных платежей в таможне на 61,9%, выявить свыше 300 случаев контрабанды и недостоверного декларирования на сумму 18 млн.юаней (2,25 млн.долларов США). По состоянию на 01.02.2003 с помощью ИДК, развернутых по границам КНР, выявлено 56 крупных случаев контрабанды и недостоверного декларирования на сумму 230 млн.юаней (28,7 млн.долларов США), а один случай в таможне порта Циндао - на 500 млн.юаней (62,5 млн.долларов США).
В порту Гамбурга (Германия) с 1991 по 1999 год обнаружено и задержано 76499,8 кг различных видов наркотических веществ. Ориентировочная стоимость задержанных товаров с 1996 года по 1998 год составила 126,4 млн.долларов США.
2.2. Цели и основные направления создания СТККГ и ТС.
В настоящее время в соответствии с Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы проводится модернизация информационной системы таможенной службы Российской Федерации и техническое переоснащение таможенных органов.
Одним из мероприятий является создание СТККГ и ТС - организационно упорядоченной системы ИДК, размещенных в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска), включенных в общее информационное пространство ФТС России.
Целью создания СТККГ и ТС является достижение качественно нового уровня в работе таможенной службы по контролю и оформлению крупногабаритных грузов и транспортных средств, обеспечивающей выполнение следующих задач, стоящих перед таможенной службой:
а) всемерное содействие развитию торговли, ускорение товарооборота и расширение внешнеторговых связей;
б) наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации;
в) уменьшение потенциальных угроз государству, вызванных перемещением запрещенных, ограниченных к ввозу (вывозу) на территорию Российской Федерации товаров или незаконным перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику страны.
Основные направления создания СТККГ и ТС:
1) внедрение в деятельность таможенных органов новых технологий, направленных на совершенствование процедур таможенного оформления и таможенного контроля, повышение эффективности таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, информационную поддержку деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов;
2) организация таможенными органами эффективного противодействия международному терроризму, организованной преступности и незаконному перемещению через таможенную границу Российской Федерации оружия, боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ, взрывных устройств;
3) создание и поддержание рациональной по составу и основным характеристикам системы ИДК, организация эффективного ее применения;
4) включение ИДК в единое информационное поле таможенных органов, организация обмена информацией о контроле с помощью ИДК между таможенными органами, с внешними организациями, в том числе зарубежными;
5) развитие сотрудничества с зарубежными странами в области обмена информацией, получаемой с помощью досмотровых комплексов, решение вопросов их оптимального размещения и взаимного использования;
6) обеспечение необходимого уровня подготовки должностных лиц таможенной службы и специалистов информационно-технического профиля для работы в условиях широкого использования ИДК.
2.3. Оценка транспортной сети и транспортных потоков через пункты пропуска.
Под воздействием общих позитивных процессов развития международных и субрегиональных торгово-экономических отношений ежегодно возрастает интенсивность транспортных потоков, к 2025 году транзитные перевозки через территорию России возрастут в 2,5-3 раза.
Транспортной стратегией Российской Федерации определено, что ключевую роль в ее реализации играет развитие транспортной инфраструктуры, где особое место занимает опорная транспортная сеть*.