Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 9 февраля 2005 года N ГВ-6-05/99


О налогообложении дополнительных отпусков, предоставляемых
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии
на Чернобыльской АЭС

____________________________________________________________________
Не подлежит применению как не прошедший
государственную регистрацию в порядке, установленном постановлением
Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009
-
см. письмо Минюста России от 15 августа 2005 года N 01-2338
____________________________________________________________________

 

  Федеральная налоговая служба по вопросу налогообложения единым социальным налогом выплат по дополнительным отпускам, предоставляемым гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом разъяснений Министерства финансов Российской Федерации от 13.01.2005 N 03-05-02-03/1 сообщает следующее.

Статьей 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 (далее - Закон) установлено право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

В частности, пунктом 5 статьи 14 и пунктом 4 статьи 19 Закона вышеуказанным гражданам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью соответственно 14 и 7 календарных дней.

Статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска. Дополнительный отпуск гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Трудовым кодексом не предусмотрен. Предоставление такого дополнительного отпуска в соответствии с Законом непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях, и производится независимо от того, содержатся ли соответствующие положения в трудовом договоре или нет.

В соответствии со статьей 5 Закона возмещение вреда и меры социальной поддержки данной категории граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации, а не работодателей. Финансирование расходов, связанных с предоставлением дополнительного отпуска, осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций в размерах, предусмотренных законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Таким образом, суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, не являются объектом налогообложения ЕСН.

Возврат или зачет излишне уплаченного ЕСН производится налоговыми органами в случае обращения налогоплательщика, на основании его письменного заявления, после проведения совместной выверки уплаченного ЕСН в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса, а также по результатам камеральной налоговой проверки представленных уточненных деклараций по ЕСН или вынесенных судебных решений.

Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
главный государственный советник
налоговой службы
В.В.Гyceв



Текст документа сверен по:

"Официальные документы",

N 7, 22.02.2005

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»