Недействующий

О Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы (утратил силу на основании приказа ФТС России от 31.08.2006 N 817)

II. Содержание проблем и обоснование необходимости
их решения программными методами


В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к Всемирной торговой организации возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью.

Всемирная таможенная организация считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.

Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 годы, позволило создать предпосылки для нового этапа модернизации системы таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы).

Предпринятые меры по оптимизации таможенного тарифа, упорядочению правовой базы деятельности таможенных органов, упрощению таможенных процедур, внедрению новейших информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля, способствовали повышению административно-правовой и экономической эффективности деятельности таможенной службы Российской Федерации (далее - таможенная служба).

Повышение эффективности борьбы с контрабандой, недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости товаров позволило существенно подорвать позиции теневого бизнеса.

Объемы "серого" импорта в последние годы имеют тенденцию к снижению, чему в немалой степени способствовало, с одной стороны, ужесточение контроля со стороны таможенных органов, а с другой - создание условий для упрощения и ускорения таможенных процедур в отношении законопослушных участников внешнеторговой деятельности.

Налажен конструктивный диалог с предпринимательскими кругами по основным вопросам таможенного регулирования и таможенного контроля. Развитие отношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности переместилось в плоскость цивилизованного сотрудничества.

Проведение единой хозяйственной политики в вопросах капитального строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения объектов таможенных органов, а также укрепление и развитие материально-технической и социальной базы позволили частично решить вопросы развития таможенной инфраструктуры.

Избрание Российской Федерации в июне 2003 года вице-председателем Совета Всемирной таможенной организации - координатором Европейского региона, включающего 49 государств, свидетельствует о признании серьезных достижений таможенной службы Российской Федерации и о росте ее международного авторитета.

Новый статус приобрела Российская таможенная академия, на базе которой в 2002 году создан Региональный учебный центр Всемирной таможенной организации.

Проведенные за последние годы реформы позволили сформировать необходимый потенциал для дальнейшего развития таможенной службы.

Разработка Целевой программы обусловлена изменившимися приоритетами в деятельности таможенной службы, а также необходимостью комплексного подхода к решению стоящих задач и имеющихся проблем. С введением Таможенного кодекса Российской Федерации, являющегося основой правовой системы таможенного регулирования в Российской Федерации, для таможенных органов на первый план выдвигается задача содействия развитию внешней торговли.

Таможенное регулирование становится одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешнеторговой деятельности, макроэкономической ситуации в целом, не снимая при этом с таможенной службы задачи по обеспечению наполнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

Дальнейшее поступательное развитие таможенной службы невозможно без решения следующих проблем:

- обустройства таможенной границы Российской Федерации;

- достижения качественно нового уровня информатизации таможенных органов;

- обеспечения единообразного применения таможенного законодательства Российской Федерации (далее - таможенное законодательство);

- оптимизации принятия решения при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, снижения субъективного фактора;

- достижения оптимального соотношения между временем, затрачиваемым на проведение таможенного контроля, и эффективностью его проведения;

- гармонизации и унификации таможенного законодательства с международными стандартами в сфере таможенного регулирования;

- укрепления законности и правопорядка в сфере внешнеэкономической деятельности;

- предотвращения коррупции в таможенных органах;

- укрепления кадрового потенциала и повышения социального статуса должностных лиц таможенных органов;

- создания надлежащих условий труда, отвечающих современным требованиям, для должностных лиц и работников таможенных органов.

Целевая программа определяет основные параметры развития таможенной службы на ближайшие пять лет, предлагает пути решения существующих проблем с учетом имеющихся бюджетных и общих ресурсных ограничений и призвана обеспечить построение эффективной таможенной системы, соответствующей требованиям XXI века.