1.1. Настоящие Методические рекомендации носят рекомендательный характер для использования при разработке и анализе общих и специальных технических регламентов (далее - регламент), подпадающих под действие Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон), и направлены на написание технического регламента в статусе проекта федерального закона, как наиболее сложного варианта нормативно-правового документа.
1.2. Цель разработки этих методических рекомендаций - оказание помощи разработчикам проектов регламентов и в соответствии со статьей 3 Закона обеспечение применения единых правил установления в регламентах обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации с учетом других требований указанной статьи.
Приведенные в тексте методических рекомендаций прямые цитаты из Закона выделены курсивом с той целью, чтобы разработчик проекта регламента мог отличить обязательные требования ФЗ от комментариев, рекомендаций и предложений, подлежащих дальнейшему обсуждению и проверке на практике.
1.3. При разработке методических рекомендаций учитывалось, что такая законотворческая деятельность, как разработка и утверждение регламентов, касается вопросов безопасности государства, людей, окружающей среды, сооружений и технических систем. Поэтому особое внимание в методических рекомендаций уделено организации технического регулирования таким образом, чтобы оно основывалось на научных исследованиях, практическом опыте обеспечения безопасности всего жизненного цикла опасной продукции и других подобных объектов (в том числе международном) и не противоречило законодательству Российской Федерации.
1.4. Продукция, процессы ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации выступают в качестве объекта технического регулирования (далее - ОТР). Основным предметом регламента является установление требований, обеспечивающих безопасность всех перечисленных ОТР. Исходя из требований Закона, установление подобных требований фактически должно регламентировать две взаимосвязанные области деятельности:
содержательную (разрабатывается и обосновывается смысловая часть требований);
организационно-правовую (научно-технические документы получают форму правовых, высшим из которых является технический регламент).
1.5. В содержательной области результатом работы являются:
представление регламента, как правового акта, включающая обоснование необходимости его принятия, в т.ч. и финансово-экономическое обоснование,
описание ОТР с технической точки зрения и его представление в регламенте,
выбор и обоснование требований, обеспечивающих безопасность ОТР,
выбор и обоснование способов подтверждения соответствия установленным требованиям.
В организационно-правовой области результатом работы являются:
установление особенностей проведения контроля (надзора) за выполнением требований регламента (если это необходимо),
установление требований к переходному периоду до вступления в силу требований регламента,
оформление регламента как юридического документа,
выполнение процедуры разработки и принятия регламента.
1.6. Закон предусматривает практически полную прозрачность при подготовке проекта регламента к принятию в качестве правового документа. Это неизбежно будет способствовать придирчивому анализу проекта со стороны научных, административных и производственных организаций, ведущих специалистов в России и за рубежом. Поэтому рекомендуется параллельно разработке проекта вести такой документ, как "Пояснительная записка", в котором не только давать обоснования всем принимаемым решениям, но и предусматривать возможные возражения. Предлагаемая методика написания документа может в значительной мере облегчить и прохождение публичного обсуждения.
Вероятные позиции оппонентов могут базироваться на проблемах:
корректности идентификации ОТР;
рациональности использования альтернативных технических подходов к проблеме;
возможности решения проблемы путем принятия стандартов или методами, не требующими вмешательства государства;
установления излишних ограничений на экономическую деятельность;
гармонизации с аналогичными зарубежными или международными документами.
Могут предлагаться альтернативные подходы, например, такие как:
использование положений действующего законодательства;
применение норм и практических приемов страхования;
активизация экономических рычагов (страхование, налоги, ценовая политика и пр.);