Генеральное соглашение - основополагающий документ, устанавливающий согласно Трудовому кодексу Российской Федерации общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.
Вплоть до его подписания правительственная сторона РТК проводила постоянные консультации с социальными партнерами - общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.
Формулируя основные принципы и направления Генерального соглашения, мы руководствовались Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы). В проекте указанной Программы намечены основные стратегические цели развития страны: обеспечение на основе динамичного и устойчивого экономического роста повышения благосостояния населения и снижение бедности. В качестве приоритетных целей Соглашения закреплено право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей.
Определены совместные действия Сторон в области экономической политики, доходов и уровня жизни населения, развития рынка труда и содействия занятости, реформирования социального страхования, совершенствования социальной защиты граждан, защиты их трудовых прав, развития социального партнерства.
В Соглашении отражены намерения по дальнейшему разделению социальной ответственности государства, работодателей и работников, передаче в ходе административной реформы ряда государственных функций саморегулируемым организациям, объединениям работодателей и профсоюзов. В предстоящий период будут разработаны меры, обеспечивающие повышение реальной заработной платы работников в соответствии с количеством и качеством труда, определены обязательства сторон по созданию новых эффективных рабочих мест, сохранения кадрового потенциала, совершенствования нормативно-правовой базы социального партнерства.
В ходе конструктивного социального диалога, проводимого в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, были найдены взаимоприемлемые решения, практически все разногласия урегулированы, и в результате Генеральное соглашение подписано 29 декабря 2004 года в присутствии Председателя Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкова.
Единственный вопрос, вынесенный за рамки Генерального соглашения - это не обоснованное конкретными экономическими расчетами требование профсоюзной стороны по обеспечению приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения в те сроки, которые она предложила.
Позиция Правительства Российской Федерации исходит из необходимости решения данной проблемы на основе организации (по предложению Госдумы) совместного обсуждения правительственной стороной, депутатами Государственной Думы, представителями Совета Федерации, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей механизмов и социально-экономических последствий повышения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения.
Новацией данного Соглашения является запись о необходимости четкого разделения социальной ответственности за формирование и проведение эффективной социально-экономической политики и реализацию Генерального соглашения. Полагаем, что это позволит повысить уровень ответственности сторон за принимаемые решения.
Генеральное соглашение закладывает фундамент развития всей социально-трудовой сферы на предстоящий трехлетний период, и мы - сторона, представляющая Правительство Российской Федерации, - приложим в пределах своей ответственности все усилия по практической реализации принятых нами обязательств.
Координатор стороны,
представляющий Правительство
Российской Федерации,
Министр здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
М.Зурабов
Текст документа сверен по:
"Российская газета",
N 17, 29.01.2005