Настоящее Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы - девятое за годы становления системы социального партнерства в России. Являясь результатом непростых коллективных переговоров в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, этот документ призван обеспечивать баланс интересов работников и работодателей при принятии основополагающих социально-значимых решений на федеральном уровне.
Общероссийские объединения профсоюзов еще в мае прошлого года обратились к общероссийским объединениям работодателей и Правительству Российской Федерации с предложением начать работу над новым трехсторонним соглашением. Представленные профсоюзами конкретные предложения по его содержанию легли в основу всего Соглашения.
Несмотря на сложность и затянутость прошедших переговоров, происходившие в основном в связи с проблемами, вызванными сменой кабинета министров, мы в целом положительно оцениваем конечный результат. Большинство положений Генерального соглашения отражает стоящие перед обществом проблемы, очерчивает пути их решения, содержит четкую целевую направленность на достижение социального мира в обществе.
Так, достигнуто согласие общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации о принципах формирования эффективной бюджетной системы, тарифной политики, реформирования налоговой системы. Стороны договорились о разработке и реализации мер, направленных на повышение реальной заработной платы, снижение масштабов бедности, обеспечение определенного уровня социальной защиты работающих граждан, реализацию их права на достойную жизнь в условиях проведения социальных реформ, решение задач легализации рынка труда и трудовой миграции, предотвращение негативных последствий реструктуризации отраслей экономики, повышение качества рабочих мест, обеспечение защиты трудовых прав и охрану труда.
В то же время не удалось найти понимания по очень болезненной и затрагивающей жизненно важные интересы миллионов работников и их семей проблеме. Речь идет о сроках вывода минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума трудоспособного населения. Правительственная сторона Российской трехсторонней комиссии отказалась брать на себя соответствующие обязательства. Позиция профсоюзов России отражена в протоколе разногласий между переговаривающимися сторонами. Она заключается в определении конкретных этапов приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму вплоть до 2008 года. С 1 января 2008 года профсоюзы требуют установить ее на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека.
Наличие протокола разногласий заставляет наших социальных партнеров постоянно вести поиск возможных путей разрешения данной проблемы. Мы готовы к продолжению диалога, поскольку убеждены: повышение уровня заработной платы, в том числе и минимального размера оплаты труда, позволит разрешить множество задач социального характера. Ведь от решения этой проблемы зависят и уровень пенсий, пособий, других видов социальной поддержки, а также обеспечение граждан страны жильем, эффективным медицинским обслуживанием и качественным образованием.
Мы ценим достигнутые в ходе переговоров договоренности, но при этом отдаем себе отчет в том, что подписание Генерального соглашения - это начало работы по решению обозначенных в нем проблем. Как показывает практика, во многих случаях стороны имеют различные представления как о методах, так и сроках реализации положений Соглашения.
Предстоит серьезная и, надеемся, конструктивная работа практически по каждому пункту соглашения, предполагающему разработку законопроекта либо программы, системы мер. Обнадеживает, что при подписании настоящего Генерального соглашения Председатель Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадков гарантировал выполнение Правительством страны принятых в Генеральном соглашении обязательств.
Данное Генеральное соглашение послужит основой для переговоров социальных партнеров на уровне отраслей и субъектов Федерации. Для нас важно обеспечение единой концептуальной направленности Генерального соглашения, соглашений отраслевого и регионального уровней, коллективных договоров, заключаемых в организациях, в которых положения настоящего Соглашения конкретизируются, "обогащаются" спецификой, наиболее полно отражают интересы различных социальных групп и конкретных людей.
Трехгодичный срок действия Генерального соглашения, несомненно, потребует дополнительных переговоров и, возможно, корректировки ряда содержательных позиций документа. Именно поэтому по предложению профсоюзов в Соглашении определен механизм внесения в него изменений и дополнений.
Российские профсоюзы связывают большие надежды с тем, что в результате реализации положений действующего Генерального соглашения в нашей стране не будет больше работников, которые трудясь полный рабочий день получают при этом зарплату ниже уровня физиологического выживания. Мы надеемся, что будет реально работать система социальной защиты населения, обеспечивающая среднедушевой семейный доход не ниже уровня прожиточного минимума, страна вернется к цивилизованным страховым системам, будет обеспечена база для ликвидации безработицы в России в течение ближайших лет.
Координатор стороны,
представляющей общероссийские объединения профсоюзов,
в Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений, Председатель ФНПР
М.Шмаков