3. Стороны, признавая своей целью на предстоящий период повышение эффективности рынка труда, считают необходимым объединить усилия в решении задач легализации рынка труда и трудовой миграции, предотвращения негативных последствий реструктуризации отраслей экономики, повышения качества и создания новых эффективных рабочих мест, сохранения и развития кадрового потенциала и обязуются:
3.1. Обеспечить контроль за выполнением мероприятий по реализации Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы, совместно разработать и реализовать Концепцию действий на рынке труда на 2006 - 2007 годы в увязке со среднесрочной программой социально-экономического развития на предстоящий период.
3.2. Обеспечить бюджетное финансирование реализации мероприятий по проведению активной политики занятости населения в Российской Федерации, уделив особое внимание реструктурируемым отраслям экономики и регионам с напряженной ситуацией на рынке труда.
Осуществлять разработку и реализацию работодателями социальных планов в организациях реструктурируемых отраслей экономики с участием службы занятости.
3.3. Содействовать осуществлению мер, направленных на создание и сохранение рабочих мест в сельском хозяйстве, в том числе на развитие лизинга техники и оборудования, микрокредитования на селе, стимулирование создания сельскохозяйственных кооперативов, развитие самозанятости населения (народных промыслов и ремесел).
3.4. Предусматривать в федеральном бюджете средства, обеспечивающие своевременную и в полном объеме выплату пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
3.5. Обеспечить проведение социальной экспертизы проектов государственных, отраслевых и региональных социально-экономических программ в части их влияния на создание и сохранение рабочих мест.
3.6. Ежегодно рассматривать в Российской трехсторонней комиссии выполнение мероприятий по содействию занятости населения, осуществлению миграционной политики, проекты финансирования мероприятий по проведению активной политики в области занятости населения в Российской Федерации, регионах и отраслях экономики.
3.7. Способствовать созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда и ежегодно проводить их мониторинг.
3.8. Не допускать снижения уровня обеспечения социально-экономических прав граждан при совершенствовании нормативно-правовой базы по проблемам занятости населения.
3.9. Подготовить и рассмотреть в 2005 году предложения по обязательному социальному страхованию на случай потери работы.
3.10. Правительство Российской Федерации ежегодно при формировании федерального бюджета проводит в Российской трехсторонней комиссии консультации по размерам минимальной и максимальной величин пособия по безработице.
3.11. Не допускать превышения уровня общей безработицы, рассчитанного по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), более 7,9 процента в 2005 году, 7,9 процента в 2006 году и 7,8 процента в 2007 году.
3.12. В целях обеспечения экономики квалифицированной рабочей силой и установления устойчивой связи профессионального образования с рынком труда:
подготовить в 2005 году предложения по созданию статистической базы и методики прогнозирования потребностей в рабочих и специалистах, выпускниках образовательных учреждений профессионального образования по видам экономической деятельности и в региональном разрезе;
разрабатывать с участием объединений работодателей не реже одного раза в три года прогноз потребностей в рабочей силе в разрезе региональной и профессионально-квалификационной структуры;
осуществить с учетом международных классификаторов разработку общероссийского классификатора профессий, систем профессиональных стандартов и оценки качества работников. Разработать предложения по созданию системы контроля качества образования, направленной на проведение структурной перестройки профессионального образования всех уровней с учетом потребностей экономики и ее отраслей.
3.13. Осуществить меры, в том числе связанные с внесением изменений в действующее законодательство, обеспечивающие:
участие объединений работодателей в организации профессиональной подготовки кадров;
экономическое стимулирование участия работодателей в развитии учебно-материальной базы учреждений профессионального образования, в организации внутрипроизводственного профессионального обучения, в том числе опережающего обучения работников, подлежащих высвобождению в ходе реструктуризации производства, включающего базовое, послевузовское и дополнительное образование.
3.14. Создать систему профессиональной ориентации обучающихся в образовательных учреждениях общего образования с целью повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
3.15. Разработать мероприятия по содействию трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования и их закреплению на рабочих местах.
3.16. Содействовать совершенствованию механизма временной занятости подростков и молодежи, в том числе в структурах малого и среднего бизнеса.
3.17. Разработать в 2005 году и внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения по созданию системы регулирования трудовой миграции, направленной на повышение возможности трудоустройства населения, по повышению его информированности о состоянии рынка труда, формированию в этих целях общероссийского банка данных о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
3.18. Разработать и осуществить меры по предотвращению нелегального найма иностранных рабочих и усилению контроля за использованием их труда. При определении ежегодных квот для привлечения на работу иностранной рабочей силы проводить консультации с общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей.