Действующий

Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (с изменениями на 7 июня 2023 года)

 УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2004 года N 854
(В редакции, введенной в действие
 с 16 августа 2018 года
 постановлением Правительства
 Российской Федерации
 от 13 августа 2018 года N 937
. -
 См. предыдущую редакцию)

Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике

(с изменениями на 7 июня 2023 года)

1. Настоящие Правила определяют порядок оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее - оперативно-диспетчерское управление), осуществляемого в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2023 года N 940. - См. предыдущую редакцию)

2. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике" и Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем).     

3. Оперативно-диспетчерское управление в энергосистеме осуществляется посредством централизованного круглосуточного и непрерывного управления эксплуатационным состоянием и взаимосвязанными технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, образующими в совокупности электроэнергетический режим соответствующей энергосистемы. В рамках оперативно-диспетчерского управления субъект оперативно-диспетчерского управления осуществляет функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в сфере электроэнергетики, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Управление технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием оборудования и устройств атомных электростанций осуществляется в соответствии с настоящими Правилами с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.

4. Оперативно-диспетчерское управление в пределах электроэнергетической системы осуществляется одним субъектом оперативно-диспетчерского управления.

Оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем осуществляет единолично системный оператор электроэнергетических систем России.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2023 года N 940. - См. предыдущую редакцию)

5. Пункт утратил силу с 1 января 2024 года - постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2023 года N 940. - См. предыдущую редакцию.

6. Субъект оперативно-диспетчерского управления осуществляет функции по оперативно-диспетчерскому управлению в зоне своей диспетчерской ответственности через один или несколько диспетчерских центров, за каждым из которых закрепляет соответствующую операционную зону. Диспетчерские центры действуют от имени субъекта оперативно-диспетчерского управления, структурными подразделениями которого они являются.

Операционная зона одного диспетчерского центра может охватывать:

территории нескольких субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены входящие в состав Единой энергетической системы России электроэнергетические системы;

территории нескольких субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены как входящие в состав Единой энергетической системы России электроэнергетические системы, так и технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы;

территории нескольких субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы.

В случае если субъект оперативно-диспетчерского управления имеет только один диспетчерский центр, закрепленная за ним операционная зона должна совпадать с зоной диспетчерской ответственности субъекта оперативно-диспетчерского управления.

По решению субъекта оперативно-диспетчерского управления представление и защита его интересов по отдельным вопросам осуществления оперативно-диспетчерского управления, не связанным с управлением электроэнергетическим режимом энергосистемы, могут выполняться представительствами, создаваемыми на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, в том числе не входящих в зону диспетчерской ответственности субъекта оперативно-диспетчерского управления.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2023 года N 940. - См. предыдущую редакцию)

7. Субъект оперативно-диспетчерского управления:

определяет в зоне своей диспетчерской ответственности структуру диспетчерских центров, включая их уровни и соподчиненность;

распределяет между диспетчерскими центрами функции по оперативно-диспетчерскому управлению и определяет порядок взаимодействия диспетчерских центров по выполнению возложенных на них функций.

Диспетчерские центры вправе давать соответствующим нижестоящим и смежным диспетчерским центрам обязательные для исполнения диспетчерские команды и распоряжения.

8. В каждом диспетчерском центре определяются работники субъекта оперативно-диспетчерского управления (диспетчерский персонал, диспетчеры), уполномоченные при осуществлении оперативно-диспетчерского управления от имени субъекта оперативно-диспетчерского управления отдавать обязательные для исполнения диспетчерские команды и разрешения или осуществлять изменение технологического режима работы и эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации, непосредственно воздействуя на них с использованием средств дистанционного управления, при управлении электроэнергетическим режимом энергосистемы. Диспетчеры отдают диспетчерские команды и разрешения от имени диспетчерского центра.

В каждом диспетчерском центре определяются работники, уполномоченные при осуществлении оперативно-диспетчерского управления от имени субъекта оперативно-диспетчерского управления подписывать диспетчерские распоряжения.

9. Каждый диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления определяет линии электропередачи и оборудование электрических сетей классом напряжения 35 кВ и выше (в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах - независимо от класса напряжения), оборудование электрических станций, установленная генерирующая мощность которых составляет 5 МВт и более (в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах - независимо от величины установленной генерирующей мощности), устройства релейной защиты и автоматики, каналы связи, средства диспетчерского и технологического управления, оперативно-информационные комплексы, иное оборудование, расположенное на указанных объектах электроэнергетики (в том числе объектах электроэнергетики, принадлежащих потребителям электрической энергии), технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют или могут влиять на электроэнергетический режим энергосистемы в операционной зоне соответствующего диспетчерского центра и в отношении которых он осуществляет диспетчерское управление или диспетчерское ведение, и включает их в перечень объектов диспетчеризации диспетчерского центра с распределением их по способу управления (ведения).

Распределение объектов диспетчеризации по способу управления (ведения) осуществляется в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.