Недействующий

СТО БР ИББС-1.0-2004 Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения (утратило силу с 01.01.2006 на основании распоряжения Банка России от 26.01.2006 N Р-27)

5. Исходная концептуальная схема (парадигма)
обеспечения информационной безопасности организаций
БС РФ

5.1. В основе исходной концептуальной схемы информационной безопасности организаций БС РФ лежит противоборство собственника* и злоумышленника** за контроль над информационными активами. Однако другие, незлоумышленные действия, также лежат в сфере рассмотрения данного стандарта.

_______________

* Под собственником здесь понимается субъект хозяйственной деятельности, имеющий права владения, распоряжения или пользования активами, который заинтересован или обязан (согласно требованиям законов или иных законодательных или нормативно-правовых актов) обеспечивать защиту активов от угроз, которые могут снизить их ценность или нанести ущерб собственнику.

** Под злоумышленником здесь понимается лицо, которое совершает или совершило заранее обдуманное действие с осознанием его опасных последствий или не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий (адаптировано из ст.27 УК РФ). Далее по тексту данные лица именуются злоумышленниками (нарушителями).


В случае если злоумышленник устанавливает контроль над информационными активами, как самой организации БС РФ, так и клиентам, которые доверили ей свои собственные активы, наносится ущерб.

5.2. Наибольшими возможностями для нанесения ущерба организации БС РФ обладает ее собственный персонал. Внешний злоумышленник, скорее да, чем нет, может иметь сообщника(ов) внутри организации.

5.3. Собственник практически никогда не знает о готовящемся нападении, оно всегда бывает неожиданным. Нападения, как правило, носят локальный и конкретный по месту, цели и времени характер.

5.4. Злоумышленник изучает объект нападения, как правило, не только теоретически, никак не проявляя себя, но и практически, путем эксперимента, подбора “отмычек” к системе обеспечения ИБ организации. Таким образом, он отрабатывает наиболее эффективный метод нападения. Поэтому собственник должен постоянно стремиться к выявлению следов такой активности. В том числе и для этой цели собственник создает уполномоченный орган - свою службу обеспечения ИБ (подразделения (лица) в организации, ответственные за обеспечение ИБ).

5.5. Сложно и ресурсоемко, а значит, малоэффективно искать следы такой активности и по факту настраивать свою систему обеспечения ИБ. Поэтому главный инструмент собственника - основанный на опыте прогноз (составление модели угроз и модели нарушителя)*.

_______________

* Модели ИБ (угроз и нарушителей) предназначены отражать будущее, вследствие чего они носят прогнозный характер. Модели ИБ разрабатываются на основе фактов прошлого и опыта, но ориентированы на будущее. При разработке моделей (прогнозе) используются имеющийся опыт и знания, поэтому чем выше знания, тем точнее прогноз.


Чем точнее сделан прогноз (составлены модель угроз и модель нарушителя), тем ниже риски нарушения ИБ в организации БС РФ при минимальных ресурсных затратах.

5.6. Наиболее правильный и эффективный способ добиться минимизации рисков нарушения ИБ для собственника - разработать на основе точного прогноза политику ИБ и в соответствии с ней построить систему управления ИБ.

5.7. Политика ИБ организаций БС РФ разрабатывается на основе принципов обеспечения ИБ организаций БС РФ, моделей угроз и нарушителей, идентификации активов, подлежащих защите, оценки рисков и с учетом особенностей и интересов конкретного собственника.

Собственник должен знать, что он должен защищать. Собственник должен знать и уметь выделять (идентифицировать) наиболее важный для его бизнеса информационный актив (ресурс).

5.8. Соблюдение политики ИБ в значительной степени является элементом корпоративной этики, поэтому на уровень ИБ в финансовой организации оказывают серьезное влияние отношения как в коллективе, так и между коллективом и собственником или менеджментом организации, представляющим интересы собственника. Поэтому этими отношениями необходимо управлять.

5.9. Любые защитные меры в силу ряда объективных причин со временем имеют тенденцию к ослаблению своей эффективности, в результате чего общий уровень ИБ может снижаться. Это неминуемо ведет к возрастанию рисков ИБ.

Для того чтобы этого не допустить, необходимо проводить регулярный мониторинг и аудит системы обеспечения ИБ организаций БС РФ и своевременно принимать меры по поддержанию эффективности системы управления ИБ на необходимом уровне за счет руководства и управления ИБ организации на основе циклической модели: “планирование - реализация - проверка - совершенствование - планирование - …”.

5.10. Далеко не каждый собственник располагает потенциалом для составления точного прогноза (модели угроз и модели нарушителя). Такой прогноз может и должен составляться с учетом опыта ведущих специалистов банковской системы, а также с учетом международного опыта в этой сфере. Аналогично должны разрабатываться и основные требования ИБ организаций БС РФ.

5.11. Стратегия обеспечения ИБ организаций БС РФ, таким образом, заключается в использовании по имеющемуся плану заранее разработанных мер по обеспечению ИБ, противостоящих атакам злоумышленников. В случае реализации не предусмотренных планом угроз должен быть использован дополнительный (специально разработанный) план действий, позволяющий свести к минимуму возможные потери.