Принят
на семнадцатом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи государств - участников СНГ
(постановление N 17-8
от 19 апреля 2001 года )
О внешней разведке
Настоящий Закон определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки государства - участника внешнеполитической деятельности, порядок контроля и надзора за ее осуществлением.
Внешняя разведка как совокупность специально создаваемых государством органов является составной частью сил обеспечения безопасности государства и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Законом методов и средств.
Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки посредством:
1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы государства, реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (далее - разведывательная информация);
2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения его безопасности.
Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий президент и парламент, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности государства иными способами.
Правовую основу разведывательной деятельности составляют конституция государства, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти, касающиеся внешней разведки, а также международные договоры.
Органы внешней разведки в пределах своих полномочий и в соответствии с национальным законодательством издают нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность.
Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов:
1) разделения полномочий органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности государства;
2) законности;
3) уважения прав и свобод человека и гражданина;
4) подконтрольности президенту и парламенту;
5) сочетания гласных и негласных методов и средств.
Целями разведывательной деятельности являются:
1) обеспечение органов государственной власти разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
2) обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики государства в сфере безопасности;
3) содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению ее безопасности.
Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных настоящим Законом.
Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки предоставляются следующие полномочия:
1) установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
2) осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
3) использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки;
4) взаимодействие с органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны;
5) заключение с органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями государства соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;
6) организация и обеспечение защиты государственной тайны в учреждениях государства, находящихся за пределами его территории, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;
7) обеспечение безопасности сотрудников учреждений государства, находящихся за пределами территории, и членов их семей в государстве пребывания;
8) обеспечение безопасности командированных за пределы территории страны ее граждан, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
9) взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Законом;
10) создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;
11) обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;
12) создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки.
Для осуществления своей деятельности орган внешней разведки может при собственных лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техническим каналам.
Органы внешней разведки финансируются за счет средств государственного бюджета. Проекты смет расходов на содержание органов внешней разведки рассматриваются на закрытых заседаниях соответствующих комитетов (подкомитетов) парламента и утверждаются на закрытых заседаниях парламента.
Материально-техническое обеспечение органов внешней разведки осуществляется за счет централизованных ресурсов государства, а также путем приобретения необходимых материально-технических средств у предприятий, учреждений и организаций.
Органы внешней разведки могут иметь служебный жилищный фонд, формируемый в порядке, устанавливаемом правительством государства.
Лицо, допускаемое к сведениям об органах внешней разведки, проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если другой порядок не предусмотрен национальными законами. Такая процедура включает принятие письменного обязательства о неразглашении этих сведений. Нарушение данного обязательства влечет за собой установленную законом ответственность.
Документы архивов органов внешней разведки, представляющие историческую и научную ценность, рассекречиваемые в соответствии с национальным законодательством, передаются на постоянное хранение в Государственную архивную службу государства.
Документы органов внешней разведки, содержащие сведения об их кадровом составе, о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, а также об используемых этими органами методах и средствах, хранятся в архивах органов внешней разведки.
Для информирования общественности о своей деятельности органы внешней разведки, их сотрудники осуществляют связь с общественными объединениями, со средствами массовой информации и с гражданами через создаваемые в этих целях в структуре указанных органов соответствующие службы. Предоставляемые средствам массовой информации материалы о деятельности органов внешней разведки не должны содержать сведения, составляющие государственную тайну.
Не подлежит разглашению информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной органам внешней разведки в процессе осуществления их деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В целях предотвращения возможного использования средств массовой информации для разглашения сведений об органах внешней разведки, составляющих государственную тайну, авторы подготовленных для опубликования материалов о внешней разведке в средствах массовой информации, получившие эти материалы, вправе обратиться за экспертным заключением в соответствующий орган внешней разведки, который должен в этом случае установить наличие либо отсутствие в данных материалах указанных сведений и представить такое заключение автору или в редакцию средства массовой информации.
Опубликование средствами массовой информации материалов о внешней разведке государства, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, приведшее к ее разглашению, либо опубликование не соответствующих действительности сведений, нанесшее органам внешней разведки, их сотрудникам урон, влечет за собой ответственность в соответствии с национальным законодательством.
Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других органов исполнительной власти органами внешней разведки государства.
Создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки осуществляются в порядке, устанавливаемом законом, регулирующим образование органов исполнительной власти.
Решения о создании, реорганизации и об упразднении органа внешней разведки в составе органа исполнительной власти принимаются президентом по представлению руководителя соответствующего органа исполнительной власти.
Положения об органах внешней разведки утверждаются президентом государства.
Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:
1) органом внешней разведки - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений государства, находящихся за пределами его территории, и командированных за пределы территории государства его граждан, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
2) органом внешней разведки министерства обороны государства - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;
3) органом внешней разведки пограничной службы - в сфере охраны государственной границы национального государства, его исключительной экономической зоны.
Разведывательная деятельность органов службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки и в соответствии с законом об органах службы безопасности.
Общее руководство органами внешней разведки осуществляет президент.
Президент государства:
1) определяет задачи разведывательной деятельности;
2) контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки;
3) принимает в пределах полномочий, определяемых национальными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки государства и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;
4) назначает руководителей органов внешней разведки.
В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.
Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде.
Органы внешней разведки государства для достижения целей разведывательной деятельности вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства, отвечающие требованиям части второй настоящей статьи.
Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется национальными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки.
Содержание нормативных правовых актов по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.
Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки в соответствии с национальным законом об оперативно-разыскной деятельности.