Проект N 46571-4
Уточненный вариант в соответствии с
рекомендациями рабочей группы по
доработке проекта
Вносится депутатами
Государственной Думы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления государственной агропродовольственной политики и регулирования агропродовольственного рынка Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения с участием граждан и юридических лиц, признанных на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иных граждан и юридических лиц, участников агропродовольственного рынка, органов государственной власти и местного самоуправления.
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
Агропродовольственная политика - совокупность мер, осуществляемых государством в целях развития и создания условий для эффективного функционирования агропромышленного комплекса, повышения уровня и качества жизни населения.
Агропромышленный комплекс - совокупность отраслей экономики, включая сельское хозяйство, отрасли производственного обслуживания сельского хозяйства и отрасли промышленности, осуществляющие переработку, транспортировку, заготовку, хранение сельскохозяйственной продукции и доведение ее до конечного потребителя.
Агропродовольственный рынок - сфера обращения сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Федеральная целевая программа финансовой поддержки развития агропромышленного комплекса - система мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в установленный период времени и направленных на решение отдельных социальных и экономических задач, связанных с достижением целей государственной агропродовольственной политики.
Индекс паритета цен - соотношение индексов цен на сельскохозяйственную продукцию и на промышленную продукцию и услуги, потребляемые в сельском хозяйстве, рассчитанное за определенный период.
Продовольственная безопасность - состояние экономики Российской Федерации, при котором обеспечивается продовольственная независимость и поддерживается стабильность продовольственного рынка, а также гарантируется физическая и экономическая доступность продуктов питания для населения.
Сельское хозяйство - отрасль экономики, обеспечивающая население продовольствием, отрасли промышленности сельскохозяйственным сырьем, являющаяся основой безопасности страны, сохранения сельского населения, образа жизни, обеспечения охраны природного ландшафта и окружающей среды.
Сельскохозяйственный товаропроизводитель -
В целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:
а) организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов, в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции;
б) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
в) организации по обработке почвы, посеву, уходу за посевами и уборке урожая, внесению минеральных удобрений, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, при этом доля услуг оказываемая ими в общем объеме их реализации должна составлять не менее 80 процентов.
1. Законодательство о развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.
2. Финансовые, имущественные, земельные, экологические, иные правовые отношения, возникающие в связи с реализацией государственной агропродовольственной политики и функционированием агропродовольственного рынка, и неурегулированные настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, регулируются соответствующими нормативными правовыми актами.
1. Основными целями государственной агропродовольственной политики являются:
а) обеспечение населения Российской Федерации доступными высококачественными продуктами питания в размерах, поддерживающих здоровый образ жизни;
б) обеспечение продовольственной безопасности;
в) развитие конкурентноспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства;
г) формирование развитых агропродовольственных рынков;
д) создание для сельскохозяйственных товаропроизводителей, как минимум, равных с субъектами хозяйственной деятельности других отраслей экономики условий получения доходов, повышения финансовой устойчивости деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
е) рост доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве, обеспечение материальной базы устойчивого развития сельских территорий и достойных условий жизни сельского населения;
ж) соблюдение установленных требований в области охраны окружающей среды, сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве, создание потенциала для будущего развития.
2. Достижение целей государственной агропродовольственной политики осуществляется системой мер государственной поддержки и управления агропромышленным комплексом, реализацией федеральных, ведомственных и региональных целевых программ на основании настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
3. Результаты реализации указанных в настоящей статье целей отражаются в ежегодном Национальном докладе о результатах агропродовольственной политики и состоянии агропромышленного комплекса страны.
1. Агропродовольственная политика Российской Федерации базируется на следующих основных принципах:
а) равная доступность государственной поддержки для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от их организационно-правовых форм;
б) прозрачность агропродовольственной политики: в) равная доступность для всех субъектов агропродовольственных рынков информации о рынках и о государственной агропродовольственной политике;
г) единство агропродовольственного рынка и рынков ресурсов для сельскохозяйственного производства, равных условий конкуренции на агропродовольственном рынке на всей территории Российской Федерации;
д) последовательность и устойчивость мер государственного регулирования агропродовольственного сектора;
е) адресность мер государственной поддержки и целевое программное использование бюджетных средств;
ж) гарантированность исполнения обязательств государства перед сельскохозяйственными товаропроизводителями и другими субъектами агропродовольственного рынка.
2. Реализация полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в области государственной агропродовольственной политики осуществляется с соблюдением принципов, установленных настоящим Федеральным законом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Правительство Российской Федерации при формировании и реализации агропродовольственной политики проводит консультации с ассоциациями производителей и потребителей, аккредитованными при Правительстве Российской Федерации. Порядок аккредитации ассоциаций и их привлечения к выработке мер агропродовольственной политики разрабатывается Правительством Российской Федерации.
1. Для реализации целей и принципов агропродовольственной политики применяются следующие инструменты государственного регулирования:
а) специальные налоговые режимы для субъектов агропродовольственного рынка;
б) закупка, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд;
в) установление минимальных и максимальных пороговых (гарантированных), интервенционных цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие;
г) таможенное регулирование, учитывающее специфику агропродовольственного сектора;
д) тарифное и нетарифное регулирование импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
е) предоставление субсидий, субвенций, гарантий и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим субъектам агропродовольственного рынка, иные формы бюджетного финансирования;
ж) государственные инвестиции;
з) технические регламенты, лицензии и другие виды ограничений;
и) управление рисками в сельском хозяйстве, связанными со спецификой агропродовольственного сектора;
к) стимулирование развития институтов и инфрастуктуры агропродовольственного рынка, включая систему кооперации кредитования, в том числе на основе залога земельных участков, лизинг техники и оборудования, страхование;
л) антимонопольное регулирование, меры по устранению административных, региональных и технических барьеров в агропромышленном комплексе;
м) программы устойчивого развития сельских территорий и сохранения природных ресурсов и природного ландшафта;
н) информационное обеспечение и консультационное обслуживание субъектов агропродовольственного рынка;
о) меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая реструктуризацию их долгов;
п) стимулирование научно-технического прогресса и инновационной деятельности в агропромышленном комплексе;
р) иные инструменты государственного регулирования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
2. Перечень приоритетных направлений и мер государственной поддержки, финансируемых из федерального бюджета Российской Федерации, определяется федеральными законами, федеральными, ведомственными и региональными целевыми программами.
Для реализации мероприятий, осуществляемых государством в рамках федеральной агропродовольственной политики, определяемой настоящим Федеральным законом, привлекаются средства в соответствии с законодательством Российской Федерации:
а) федерального бюджета;
б) бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) местных бюджетов;
г) сельскохозяйственных товаропроизводителей и их ассоциаций;
д) иных источников, непротиворечащих законодательству Российской Федерации.
1. Для оценки результатов реализации программ развития и регулирования сельского хозяйства и агропродовольственного рынка создается Экспертная комиссия. В состав Экспертной комиссии входят независимые эксперты, представители отраслевых ассоциаций производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия и других некоммерческих организаций, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, научных учреждений. Число государственных служащих в составе Экспертной комиссии должно быть не более тридцати процентов от общей численности членов комиссии.
2. Правительство Российской Федерации утверждает персональный состав Экспертной комиссии и положение о порядке ее работы.
3. По результатам работы Экспертная комиссия составляет ежегодное заключение, содержащее оценку результатов реализации и эффективности каждой из программ, степени достижения целей государственной агропродовольственной политики, рекомендации комиссии по прекращению или корректировке принятых программ. Заключение Экспертной комиссии направляется в органы государственной власти.
1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно готовит проект Национального доклада о результатах реализации агропродовольственной политики и состоянии агропромышленного комплекса, который после рассмотрения и утверждения Правительством Российской Федерации вносится на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации не позднее 15 мая следующего за отчетным годом.
2. Национальный доклад содержит:
а) основные индикаторы (показатели) достижения целей агропродовольственной политики и развития агропромышленного комплекса;
б) итоги реализации агропродовольственной политики по отдельным программам регулирования сельского хозяйства и агропродовольственного рынка;
в) прогноз развития агропромышленного комплекса на предстоящий год и предложения по корректировке агропродовольственной политики.