Действующий

О проекте Рекомендаций по унификации и гармонизации законодательства государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

II. Рекомендации по унификации и гармонизации
законодательства государств - членов Организации
 Договора о коллективной безопасности в сфере
 борьбы с международным терроризмом

          

Для достижения наиболее существенных результатов в борьбе с международным терроризмом необходимо сосредоточить усилия законодательных органов государств - членов ОДКБ на формировании целостной, упорядоченной и унифицированной правовой базы как основы эффективного взаимодействия правоохранительных органов стран.

Унифицированное правовое регулирование является необходимым элементом общего процесса повышения эффективности борьбы с международным терроризмом.

К числу международных нормативно-правовых актов антитеррористической направленности, на которых должно основываться национальное законодательство, прежде всего относятся договоры, заключенные в рамках ООН и ее специализированных учреждений:

- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 год;

- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, 1970 год;

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 год;

- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 год;

- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, 1979 год;

- Конвенция о физической защите ядерного материала, 1980 год;

- Протокол 1988 года о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 год;

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. 1988 год;

- Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 год;

- Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, 1991 год;

- Резолюция Совета Безопасности ООН N 51/210 о мерах по ликвидации международного терроризма, 1996 год;

- Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, 1997 год;

- Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, 1999 год;

- Резолюция Совета Безопасности ООН N 1373 о борьбе с международным терроризмом от 28 сентября 2001 года.

Кроме того, существенным вкладом в формирование национальных правовых основ антитеррористической деятельности стала законодательная база государств - участников СНГ. Основными документами Содружества, в которых регулируются вопросы антитеррористической деятельности, являются:

- Устав СНГ, утвержденный Решением Совета глав государств СНГ от 22 января 1993 года;

- Концепция охраны границ государств - участников СНГ от 26 мая 1995 года;

- Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 года;

- Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года;

- Решение Совета глав государств СНГ от 25 января 2000 года "О противодействии международному терроризму в свете итогов, Стамбульского саммита ОБСЕ";

- Решение об Антитеррористическом центре государств - участников СНГ от 1 декабря 2000 года.

Национальное антитеррористическое законодательство государств - членов ОДКБ прежде всего складывается из законов о борьбе с терроризмом. Во всех государствах - членах ОДКБ такие законы приняты или принимаются. Это проект закона Республики Армения "О борьбе с терроризмом" (прошел первое чтение); закон Республики Беларусь "О борьбе с терроризмом" от 3 января 2002 года N 77-3; закон Республики Казахстан "О борьбе с терроризмом" от 13 июля 1999 года N 416-1; закон Кыргызской Республики "О борьбе с терроризмом" от 21 октября 1999 года N 116; Федеральный закон Российской Федерации "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ; закон Республики Таджикистан "О борьбе с терроризмом" от 16 ноября 1999 года N 846.

Однако на сегодняшний день сохраняется проблема присутствия в национальных законах о борьбе с терроризмом разных подходов к нормативно-правовому регулированию антитеррористической деятельности. По мнению многих исследователей и политиков, одно из центральных мест в работе по унификации и гармонизации законодательства государств - членов ОДКБ должны занять разработка и закрепление в национальных актах общего определения терроризма и производных от него понятий. Установление и использование сходной терминологии и ее единообразное толкование на всем пространстве государств - членов ОДКБ имеют определяющее значение в правовом обеспечении совместной борьбы с международным терроризмом. Кроме того, стоит проблема унификации и многих других ключевых моментов правового регулирования антитеррористической деятельности.

Разработанный проект Рекомендаций основывается на принципах и положениях международных договоров, заключенных в рамках ООН, международных нормативно-правовых актов государств - участников СНГ, учитывает положения модельного закона МПА СНГ "О борьбе с терроризмом" и состоит из предложенных к внесению в национальные законы о борьбе с терроризмом поправок и изменений, направленных на унификацию и гармонизацию законодательства государств - членов ОДКБ.