Принят
 на двадцать третьем
 пленарном заседании
 Межпарламентской Ассамблеи
 государств - участников СНГ
 (постановление N 23-13
 от 17 апреля 2004 года
)

     

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О среднем общем образовании


Настоящий Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы среднего общего образования, что способствует свободному развитию человеческой личности, формирует ценности правового демократического общества.

Раздел I

Общие положения

     

Статья 1. Термины и определения

Среднее общее образование - целенаправленный процесс овладения учащимися систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и производстве средствами познавательной и практической деятельности, результатом которого является интеллектуальное, социальное и физическое развитие личности, составляющее основу для дальнейшего образования и трудовой деятельности.

Общеобразовательное учебное учреждение - учебное учреждение, обеспечивающее реализацию права граждан на среднее общее  образование.

Средняя общеобразовательная школа - общеобразовательное учебное учреждение I - III ступеней (I ступень - начальная школа, II ступень - основная школа, III ступень - старшая школа, как правило, с профильным обучением).

Специализированная школа (школа-интернат) - общеобразовательное учебное учреждение I - III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов и курсов.

Гимназия - общеобразовательное учебное учреждение I - III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с профилем обучения.

Лицей - общеобразовательное учебное учреждение III ступени с повышенным уровнем образования, профильным обучением и допрофессиональной подготовкой.

Общеобразовательная школа-интернат - общеобразовательное учебное учреждение с частичным или полным содержанием за счет государства детей, нуждающихся в социальной помощи.

Специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) - общеобразовательное учебное учреждение для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития.

Общеобразовательная санаторная школа (школа-интернат) - общеобразовательное учебное учреждение I - III ступеней с соответствующим профилем для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Школа социальной реабилитации - общеобразовательное учебное учреждение для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания (раздельное обучение мальчиков и девочек).

Вечерняя (сменная школа) - общеобразовательное учебное учреждение II - III ступеней для граждан, не имеющих возможности обучаться в школах с дневной формой обучения.

Внешкольное учебно-воспитательное учреждение - учебное учреждение для воспитания детей и удовлетворения их потребностей в дополнительном образовании по интересам (научным, техническим, художественно-эстетическим, спортивным и т.п.).

Межшкольный учебно-производственный комбинат - учебное учреждение для удовлетворения потребностей учащихся общеобразовательных учебных учреждений в профориентационной, допрофессиональной, профессиональной подготовке.

Профессионально-техническое учебное учреждение - учебное учреждение для удовлетворения потребностей граждан в профессионально-техническом и полном среднем общем образовании.

Высшее учебное заведение I - II уровней аккредитации - учебное учреждение для достижения гражданами образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста и бакалавра с одновременным завершением получения полного среднего общего образования.

Учащийся - лицо, обучающееся и воспитывающееся в одном из общеобразовательных учебных учреждений. Зачисление учащихся в общеобразовательные учебные учреждения осуществляется, как правило, с шести лет.

Государственный стандарт среднего общего образования - свод норм и положений, определяющих государственные требования к образованности учащихся и выпускников школ на уровне начального, базового и полного среднего общего образования и гарантии государства в его достижении.

Базовое среднее общее образование - образовательный уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий всестороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования.

Полное среднее общее образование - образовательный и образовательно-квалификационный уровень общеобразовательной подготовки, обеспечивающий всестороннее развитие учащегося как личности, его способностей, талантов, трудовую подготовку, профессиональное самоопределение, формирование общекультурной морали, усвоение определенного общественными, национально-культурными требованиями объема знаний о природе, человеке, обществе и производстве, экологическое воспитание и физическое совершенствование.

Статья 2. Основные принципы среднего общего образования


Основными принципами среднего общего образования являются:

- доступность и бесплатность для каждого гражданина всех форм и типов общеобразовательных услуг, предоставляемых государством;

- единство обучения и воспитания, поликультурность образования;

- взаимоуважение между нациями и народами в интересах человека, семьи, общества, государства;

- равность условий для полной реализации каждым человеком, его способностей, талантов, всестороннего развития;

- гуманизм, демократичность, гражданское сознание, приоритетность общечеловеческих ценностей;

- независимость среднего общего образования от политических партий, общественных и религиозных организаций;

- научный, светский характер среднего общего образования;

- интеграция с наукой и производством;

- единство, последовательность системы среднего общего образования;

- непрерывность, системность и разнообразие форм среднего общего образования.

Статья 3. Законодательство о среднем общем образовании


Законодательство о среднем общем образовании основывается на конституции и состоит из настоящего Закона, иных нормативно-правовых актов и международных договоров государства, согласие на обязательность которых дано парламентом страны.

Статья 4. Основные задачи законодательства о среднем  общем образовании


Основными задачами законодательства о среднем общем образовании являются:

- обеспечение права граждан на доступность и бесплатность получения полного среднего общего образования;

- обеспечение необходимых условий функционирования и развития среднего общего образования;

- обеспечение нормативно-правовой базы относительно обязательности полного среднего общего образования;

- определение структуры и содержания среднего общего образования;

- определение органов управления системой среднего общего образования и их полномочий;

- определение прав и обязанностей участников учебно-воспитательного процесса, установление ответственности за нарушение законодательства о среднем общем образовании.

Статья 5. Среднее общее образование


Среднее общее образование является обязательной основной составляющей непрерывного образования.

Среднее общее образование направлено на обеспечение всестороннего развития личности путем обучения и воспитания, которые основываются на общечеловеческих и национальных ценностях.

Статья 6. Система среднего общего образования


Систему среднего общего образования составляют: общеобразовательные учебные учреждения всех типов и форм собственности, в том числе для граждан, нуждающихся в социальной помощи и социальной реабилитации, коррекции физического и (или) умственного развития, межшкольные учебно-производственные комбинаты, внешкольные учреждения, научно-методические учреждения и органы управления системой среднего общего образования, а также профессионально-технические и высшие учебные заведения I - II уровней аккредитации, дающие полное среднее общее образование.

Статья 7. Задачи среднего общего образования


Задачами среднего общего образования являются:

- воспитание гражданина страны;

- формирование личности учащегося, развитие его способностей и талантов, научного мировоззрения;

- выполнение требований Государственного стандарта среднего общего образования, подготовка учащихся к дальнейшему образованию и трудовой деятельности;

- воспитание у учащихся уважения к конституции, государственным символам, правам и свободам человека и гражданина, чувства собственного достоинства, ответственности перед законом за свои действия, сознательного отношения к обязанностям человека и гражданина;

- реализация права учащихся на свободное формирование политических и мировоззренческих убеждений;

- воспитание почтительного отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, государственному и родному языкам, национальным ценностям своего народа и других народов и наций;

- воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других граждан как высочайшей социальной ценности, формирование гигиенических навыков и начал здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся.

Статья 8. Получение полного среднего общего образования

1. Гражданам государства независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых или иных признаков обеспечивается доступность и бесплатность получения полного среднего общего образования в государственных и коммунальных учреждениях.

2. Граждане имеют право на получение полного среднего общего образования в частных учебных учреждениях.

3. Получение полного среднего общего образования в учебных учреждениях независимо от подчинения, типов и форм собственности должно отвечать требованиям Государственного стандарта среднего общего образования.

4. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в стране на законных основаниях, получают среднее общее образование в порядке, установленном для граждан этой страны.

5. Ответственность за получение полного среднего общего образования детьми возлагается на их родителей, а детьми, лишенными родительского попечения, - на лиц, их заменяющих, или учебные учреждения, где они воспитываются.

Статья 9. Язык (языки) обучения и воспитания в
 общеобразовательных учебных учреждениях


Язык (языки) обучения и воспитания в общеобразовательных учебных учреждениях определяется в соответствии с конституцией и другими законами.

Раздел II

Общеобразовательные и другие учебные
учреждения системы среднего общего образования

Статья 10. Общеобразовательное учебное учреждение

1. Общеобразовательное учебное учреждение, основанное на государственной или коммунальной форме собственности, осуществляет свою деятельность при наличии решения соответствующего органа государственной власти.

Общеобразовательное учебное учреждение, обеспечивающее начальное профессиональное обучение, осуществляет свою деятельность при наличии лицензии, выданной в установленном законодательством порядке.

Общеобразовательное учебное учреждение, основанное на частной форме собственности, осуществляет свою деятельность при наличии лицензии, выданной в установленном законодательством порядке.

2. Общеобразовательное учебное учреждение, осуществляющее инновационную деятельность, может иметь статус экспериментального. Статус экспериментального не меняет подчинение, тип и форму собственности общеобразовательного учебного учреждения. Положение об экспериментальном общеобразовательном учебном учреждении утверждается центральным органом управления образованием.

Статья 11. Типы общеобразовательных учебных
учреждений системы среднего общего образования

1. В соответствии с образовательным уровнем, который обеспечивается общеобразовательным учебным учреждением (начальное общее образование, базовое среднее общее образование, полное среднее общее образование), существуют различные типы общеобразовательных учебных учреждений I, II, III ступеней. Школы каждой из трех ступеней могут функционировать совместно или самостоятельно.

К общеобразовательным учебным учреждениям относятся:

- средняя общеобразовательная школа;

- специализированная школа (школа-интернат);

- гимназия;

- лицей;

- общеобразовательная школа-интернат;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»