Недействующий

О направлении методических рекомендаций (не применяется на основании письма ФТС России от 30.06.2005 N 01-06/21925; не действует на основании приказа ФТС России от 21.12.2005 N 1197)

Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров
и (или) транспортных средств через таможенную границу
Российской Федерации

1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации путем их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов, а равно совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации товарами и (или) транспортными средствами при их убытии с таможенной территории Российской Федерации помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных мест, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, -
     
     влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
     


    2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации -
     
     влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
     


    3. Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, -
     
     влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
     
     Примечания:
     


    1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
     


    2. Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Статья 16.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу и объединяет три самостоятельных состава правонарушений, различающихся способом противоправного перемещения.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом. При этом под ввозом понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами, а под вывозом - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы (пп.7, 8, 9 п.1 ст.11 ТК РФ). К числу действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств относятся:

- вход (въезд) физического лица, выезжающего из РФ, в зону таможенного контроля;

- въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу в целях убытия его с таможенной территории РФ;

- сдача транспортным организациям товаров или организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ;

- действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение товарами или транспортными средствами таможенной границы вне установленных мест.

Согласно пп.10 п.1 ст.11 ТК РФ под незаконным перемещением товаров и транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств с нарушением установленного порядка, включая нарушение норм процедурного характера. Однако в контексте рассматриваемого правонарушения незаконным следует признавать только перемещение, сопряженное с совершением одного из указанных в ст.16.1 КоАП РФ деяний. При этом деяние, предусмотренное ч.1 и 2 ст.16.1 КоАП РФ при ввозе совершается лицом непосредственно при пересечении таможенной границы.

Частью 1 ст.16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ и их убытия с этой территории.

Согласно ч.1 ст.69 ТК РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через Государственную границу, установленных в соответствии с законодательством РФ, и во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию РФ в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе. Часть 2 статьи 69 ТК РФ закрепляет обязанность перевозчика после пересечения им таможенной границы доставить ввезенные товары и транспортные средства в место прибытия и предъявить их таможенному органу для проведения таможенного оформления и таможенного контроля. Убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ также допускается только в пунктах пропуска через таможенную границу и во время работы таможенных органов. Основанием для убытия служит разрешение таможенного органа, для получения которого представляются документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории РФ (ст.119, 120 ТК РФ).

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 рассматриваемой статьи, составляют:

- нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ путем их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу либо иных установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов;

- совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы РФ при их убытии с таможенной территории РФ помимо пунктов пропуска через Государственную границу либо иных мест, установленных в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе, или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа.

Правительство РФ вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу для прибытия отдельных видов товаров (п.1 ст.69 ТК РФ). Следует иметь в виду, что деяние, выражающееся в прибытии товаров и транспортных средств в место прибытия, отличное от специально определенного для этого вида товаров, не может рассматриваться как перемещение помимо пунктов пропуска через Государственную границу либо иных установленных мест таможенного контроля.

Ответственность за данное правонарушение несут лица, осуществляющие перевозку товаров через таможенную границу РФ с нарушением порядка прибытия и убытия.

Предметом рассматриваемого правонарушения выступают как товары, так и транспортные средства.

Часть 2 ст.16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля одним из следующих способов:

- путем использования тайников;

- путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров;

- путем придания одним товарам вида других.

Тайниками признаются места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу) либо специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товаров в нише, не предусмотренной конструкцией транспортного средства, в чемодане с двойным дном, в полостях под подкладкой одежды). К иным способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные ухищренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товаров в шинах транспортного средства). Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяет отнести их к товарам иного вида.

При ввозе на таможенную территорию РФ сокрытие товаров от таможенного контроля происходит в месте их прибытия, однако обнаружен факт сокрытия таможенным органом может быть на любом этапе перемещения, вплоть до декларирования. При вывозе с таможенной территории РФ сокрытие товаров от таможенного контроля может быть совершено как при декларировании товаров, так и при их убытии с таможенной территории РФ.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.1 КоАП РФ выступает лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу РФ и скрывающее их от таможенного контроля. К ответственности по данной статье может быть привлечен также российский отправитель товаров, если будет установлено его участие непосредственно в сокрытии товаров (например, отправитель придал одним товарам вид других). С учетом ч.1 ст.1.7 КоАП РФ, иностранные отправители не являются субъектами ответственности по данной статье, поскольку не совершают противоправных действий на территории РФ.

Следует отметить, что исходя из диспозиции статьи и характера самого способа незаконного перемещения предметом рассматриваемого правонарушения могут быть только товары, но не транспортные средства.