Действующий

О внесении изменений в федеральную целевую научно-техническую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

ПАСПОРТ
федеральной целевой научно-технической программы
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям
развития науки и техники" на 2002-2006 годы

Наименование Программы

-

федеральная целевая научно-техническая
программа "Исследования и разработки по
приоритетным направлениям развития
науки и техники" на 2002-2006 годы

Основание для разработки
Программы

-

распоряжение Правительства Российской
Федерации от 25 января 2001 года N 105-р

Государственный
заказчик - координатор
Программы

Государственные
заказчики Программы

-



-

Министерство образования и науки
Российской Федерации


Федеральное агентство по науке и
инновациям, Федеральное агентство по
образованию

Основные разработчики
Программы

-

Министерство образования и науки
Российской Федерации, Федеральное
агентство по науке и инновациям

Цель Программы

-

развитие и использование
научно-технологического потенциала,
включая комплексное развитие
национальной инновационной системы
Российской Федерации, на основе
повышения инновационной активности,
восприимчивости организаций к
нововведениям и прогрессивным
технологиям в интересах диверсификации
и роста конкурентоспособности
российской экономики

Основные задачи
Программы

-

определение и реализация приоритетов в
сфере проблемно-ориентированных
поисковых и прикладных исследований в
интересах получения новых знаний,
составляющих основу технологических
инноваций;
развитие системы реализации научных и
технологических приоритетов, в том
числе в области создания критических
технологий, финансируемых из
федерального бюджета
опытно-конструкторских, технологических
и экспериментальных разработок,
обеспечивающих национальную
безопасность и конкурентоспособность
экономики;
разработка механизмов концентрации
государственных и негосударственных
ресурсов на создании и коммерциализации
отечественных технологий,
предусматривающих сквозное планирование
и управление крупными инновационными
проектами, осуществляемыми с участием
государства и связанными с
приоритетными направлениями развития
науки, технологий и техники, от этапа
разработки технологий до стадии их
широкого коммерческого использования;
развитие инфраструктуры инновационной
деятельности, развитие механизмов
стимулирования инновационной активности
организаций всех секторов экономики,
совершенствование системы финансовой
поддержки инновационной деятельности;
содействие укреплению и развитию
материально-технической базы
организаций научно-технической сферы,
включая современную стендовую и
приборную базу;
оптимизация структуры государственного
научно-технического комплекса,
совершенствование правоотношений между
государством и субъектами
научно-технической деятельности;
совершенствование нормативно-правовой
базы, стимулирующей создание и
реализацию инноваций, а также
эффективную защиту прав
интеллектуальной собственности;
развитие системы подготовки
специалистов по организации и
управлению в инновационной сфере

Сроки и этапы реализации
Программы

-

2002-2006 годы, в том числе:
I этап - 2002-2004 годы;
II этап - 2005-2006 годы

Перечень основных
мероприятий Программы

-

блок "Генерация знаний":
определение приоритетов в сфере
проблемно-ориентированных поисковых и
прикладных исследований в интересах
получения новых знаний, составляющих
основу технологических инноваций;
реализация научных и технологических
приоритетов на основе финансируемых за
счет средств федерального бюджета
проблемно-ориентированных поисковых
исследований фундаментального характера
и прикладных разработок,
предусматривающих создание
научно-технического задела в области
создания критических технологий;
содействие оптимизации государственного
научно-технического сектора за счет
концентрации ресурсов в ведущих научных
и научно-образовательных центрах;
содействие программной и
институциональной интеграции науки и
образования с целью развития и
совместного использования научной,
кадровой, опытно-экспериментальной и
приборной базы академического и
вузовского секторов науки, а также
кадрового потенциала в
исследовательском и учебном процессах;
содействие кадровому обеспечению
наукоемких секторов экономики.



Блок "Разработка технологий":
выбор научно обоснованных приоритетов
технологического развития с целью
укрепления обороноспособности страны и
обеспечения конкурентоспособности
экономики;
концентрация ресурсов государства и
предпринимательства на приоритетных
направлениях технологического развития,
финансирование разработки критических
технологий, которые обладают высоким
потенциалом коммерциализации;
создание технологической и
инновационной инфраструктур, в том
числе за счет обеспечения научных
организаций необходимым научным
оборудованием и информационными
ресурсами, содействие интеграции науки
и образования;
создание системы защиты прав на
результаты интеллектуальной
деятельности в отношении создаваемых
технологий и содействие введению в
хозяйственный оборот результатов
научно-технической деятельности.



Блок "Коммерциализация технологий":
определение приоритетов
коммерциализации новых перспективных
технологий;
коммерциализация и распространение
новых перспективных технологий;
развитие системы венчурного
финансирования коммерциализации
перспективных технологий

Исполнители мероприятий
Программы

-

организации, отбираемые на конкурсной
основе в соответствии с
законодательством Российской Федерации

Объемы и источники
финансирования
Программы

-

всего на 2002-2006 годы (в ценах 2004
года) - 41,1 млрд. рублей, в том числе
средства федерального бюджета - 27,1
млрд. рублей
из них:
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы - 26
млрд. рублей;
капитальные вложения - 1,1 млрд.
рублей;
средства внебюджетных источников - 14
млрд. рублей.
Объемы и источники финансирования
ежегодно уточняются при формировании
федерального бюджета на соответствующий
год

Ожидаемые конечные
результаты
реализации Программы

-

в 2005-2006 годах намечается достигнуть
следующих основных результатов:
дополнительный объем производства новой
и усовершенствованной
высокотехнологичной продукции за счет
применения созданных передовых
технологий (в ценах 2004 года) - около
10 млрд. рублей;
дополнительный объем экспорта
высокотехнологичной продукции (в ценах
2004 года) - около 4 млрд. рублей;
объем привлеченных внебюджетных средств
для коммерциализации технологий (в
ценах 2004 года) - около 10 млрд.
рублей;
80 созданных новых высокотехнологичных
организаций;
8 тыс. созданных рабочих мест для
высококвалифицированных работников;
55 разработанных перспективных
проблемно-ориентированных
исследовательских проектов,
передаваемых для последующей разработки
передовых технологий;
160 разработанных технологий, пригодных
для последующей коммерциализации;
350 патентов на результаты
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ,
полученные при реализации программных
мероприятий;
130 инициированных крупных проектов
коммерциализации, разработанных
передовых технологий и их трансфера;
14 созданных передовых коммерческих
технологий для применения в отраслях
экономики;
2700 молодых специалистов, привлекаемых
к проведению исследований по
приоритетным направлениям;
70 созданных организаций и объектов
инфраструктуры инновационной
деятельности (центры коллективного
пользования научным оборудованием,
центры трансфера технологий и т.п.)

Система организации
контроля за исполнением
Программы

-

контроль за реализацией Программы
осуществляет государственный заказчик -
координатор и государственные заказчики

Экономическая
эффективность Программы






















































-
























































реализация предусмотренных Программой
мероприятий обеспечит достижение
следующих результатов:
увеличение прироста валового
внутреннего продукта, повышение
эффективности работы организаций за
счет технологического перевооружения,
опережающий рост производства и продаж
инновационной продукции, повышение
удельного веса наукоемкой отечественной
продукции на мировом рынке;
увеличение численности и удельного веса
инновационно активных организаций в
экономике, рост капитализации
организаций за счет интеллектуальной
собственности, повышение интереса
организаций к инновациям и рост доли
внебюджетного финансирования
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ;
обеспечение разработки новых передовых
технологий, сокращение сроков их
освоения, активизация
инновационно-технологического обмена
между организациями, сохранение
уникального научно-исследовательского
оборудования;
повышение спроса на квалифицированные
научно-технические кадры, улучшение их
возрастной структуры, сохранение
рабочих мест, расширение возможностей
профессиональной самореализации
молодежи;
концентрация бюджетных ресурсов на
поддержке инновационной деятельности;
повышение прозрачности и
результативности бюджетных расходов,
сокращение числа бюджетных научных
организаций, обеспечение дополнительных
налоговых поступлений;
обеспечение доли прироста объема
производства высокотехнологичной
продукции в размере до 10-15 процентов
в 2006 году;
обеспечение прироста количества
инновационно активных организаций на
25-30 процентов в 2006 году;
сохранение около 40 тыс. рабочих мест в
сфере науки и образования;
рост вовлечения в хозяйственный оборот
результатов научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ,
предусмотренных Программой, на 40-60
процентов в 2006 году;
увеличение внебюджетного
финансирования проектов
коммерциализации технологий до 60-65
процентов