Неактуальный

Комментарий к изменениям, которые вносятся Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"

Комментарий к изменениям, которые вносятся  Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ  в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"

 


       1 января 2005 года с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наступает новая веха в развитии института социальной защиты граждан в Российской Федерации.

Что принесет новый 2005 год российским ветеранам?

Надеемся, что данный комментарий поможет вам, уважаемые ветераны, а также другим заинтересованным лицам разобраться в этом вопросе.

Перечень категорий ветеранов приведенный в статье 1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон "О ветеранах"), изменений не претерпел. Однако порядок и условия отнесения других категорий граждан, помимо указанных в перечне, к ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий с 1 января 2005 года будет определяться только Федеральным законом от "О ветеранах", а не "законодательством РФ" (что подразумевало наряду с Законом "О ветеранах" и другие федеральные законы) - для ветеранов Великой Отечественной войны и не Правительством Российской Федерации - для ветеранов боевых действий. Также из ведения Правительства Российской Федерации изъято право определения мер социальной поддержки ветеранов боевых действий.       

Основные изменения коснулись мер социальной поддержки ветеранов, в частности, источников их финансирования.

По источникам финансирования мер социальной поддержки, категории ветеранов можно разделить на 2 группы:

1. Финансируемые из федерального бюджета.

2. Финансируемые из бюджетов субъектов Российской Федерации.

     К первой группе относятся:

- инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий;

- участники Великой Отечественной войны;

- ветераны боевых действий;

- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1946 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

- лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог.

Также расходными обязательствами Российской Федерации являются меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.


Ко второй группе относятся:

- лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

- ветераны труда;

- ветераны государственной службы;

- ветераны военной службы.

Особый порядок финансирования установлен для оплаты жилья и жилищно-коммунальных услуг. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Объем средств, предусмотренный бюджету субъекта Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденного для субъекта Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц; занимаемой площади жилых помещений с учетом федерального стандарта социальной нормы площади жилья и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.

Также следует учесть, что на уровне субъекта для категорий ветеранов, финансируемых из федерального бюджета, могут быть установлены дополнительные меры социальной поддержки. Финансирование дополнительных мер социальной поддержки, установленных субъектом, осуществляется из бюджета соответствующего субъекта.

А теперь рассмотрим подробнее, что же приобретут и чего лишатся ветераны в результате социального реформирования.

Упраздняются в полном объеме льготы ветеранов труда, установленные статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О  ветеранах"  и распространяющиеся на ветеранов военной службы и ветеранов государственной службы, достигших возраста, дающего право на пенсию по старости  (мужчины - 60 лет, женщины -  55 лет), а также льготы лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. С 1 января 2005 года меры социальной поддержки указанных категорий ветеранов будут определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Значительные изменения произойдут и в сфере социальной защиты категорий ветеранов, меры социальной поддержки которых останутся расходными обязательствами Российской Федерации.