Отличительной особенностью 2004 года станет углубленная подготовка к разграничению начиная с 2005 года доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Создание системы четкого и стабильного разграничения доходных и расходных полномочий является необходимым условием приведения государственных и муниципальных обязательств в соответствие с реально имеющимися ресурсами для их исполнения. В итоге более эффективным станет выполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления своих функций, возрастет самостоятельность этих органов при проведении бюджетной политики, усилится их ответственность за ее результаты, повысятся качество и доступность бюджетных услуг, возникнут новые условия для устойчивого экономического роста.
Внесенные в Государственную Думу проекты федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" создают основу для решения этой стратегической задачи. В 2003 году необходимо обеспечить принятие этих законов.
Правительству Российской Федерации следует подготовить и внести в Государственную Думу законопроекты о внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, вытекающие из требований начатой реформы федеративных отношений и местного самоуправления и обеспечивающие реализацию принципов, определенных правительственной Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года.
Одновременно следует начать системную работу по анализу и пересмотру в соответствии с новыми принципами разграничения предметов ведения и полномочий всего массива федерального законодательства, требующего бюджетного финансирования. Начиная с 2004 года необходимо признать утратившими силу нормы, не исполняемые в течение последних лет. Должны быть подготовлены и приняты решения об оптимизации системы льгот, установленных для военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, иных федеральных государственных служащих, судей, депутатов.
При этом нельзя идти по пути принятия новых неисполнимых обязательств. Большая ответственность в этом вопросе ложится на депутатов Государственной Думы (особенно в предвыборный период), а также на членов законодательных собраний субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны быть наделены реальными полномочиями по самостоятельному установлению и реструктуризации расходных обязательств в сферах, относимых с 2005 года к их ведению, в том числе по регулированию заработной платы в бюджетной сфере и социальной защите населения.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
30 мая 2003 года
Москва, Кремль
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
"Сборник законодательных актов
и нормативных документов,
регламентирующих
обязательное медицинское
страхование в РФ",
том 17, М., 2003 год