Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2004 году"

5. Основные направления повышения
эффективности бюджетных расходов


Необходимость сокращения налогового бремени и обеспечения устойчивости федерального бюджета требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.

На всех уровнях власти должны быть сформированы реестры расходных обязательств, предусмотренных ранее принятыми решениями органов власти, и организована работа по внесению изменений в эти акты в целях исключения нефинансируемых расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления ("необеспеченных мандатов").

Должна быть проведена работа по инвентаризации организаций государственного сектора экономики. Все они должны быть подвергнуты тщательному анализу с точки зрения соответствия их функций и задач государственным нуждам. Те из них, которые не удовлетворяют этим критериям, должны быть сняты с бюджетного финансирования и либо приватизированы, либо ликвидированы. Там, где это возможно, нужно переводить бюджетные потоки с производителей на потребителей бюджетных услуг.

При реформировании системы образования в рамках разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями государственной власти подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием будет сконцентрирована в основном на федеральном уровне. Расходы федерального бюджета на эти цели должны планироваться с учетом прогнозов потребности в соответствующих специалистах на различных рынках труда. Необходимо продолжить работу по оптимизации сети вузов, в том числе путем объединения их в комплексы университетского типа, включающие в себя образовательные учреждения различного уровня образования.

Основное место в реформировании здравоохранения должна занимать модернизация системы обязательного медицинского страхования населения, включая пенсионеров и нетрудоспособных лиц. Из системы государственного финансирования должны быть выведены не обеспеченные государственными заданиями медицинские учреждения.

Особое значение приобретает реформа комплектования российской армии, предусматривающая замещение призыва на воинскую службу системой комплектования по контракту. Это будут новые для федерального бюджета расходы, финансирование которых следует осуществлять целевым назначением с последующим широким информированием общества о достигнутых результатах.

Необходимо обеспечить условия для полной самостоятельности и независимости судебной системы. Финансирование всех расходов федеральных судов должно осуществляться только из федерального бюджета.

В 2004 году необходимо завершить упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти, начать подготовку к формированию ассигнований на их содержание на основе финансовой оценки затрат, необходимых для выполнения соответствующих функций. Следует провести реорганизацию и оптимизацию системы контрольно-надзорных органов, устранить дублирование их функций, полностью исключить прямое или косвенное их финансирование за счет принудительных отчислений, штрафов и оказания платных услуг.

Должно быть обновлено законодательство в части, касающейся федеральных целевых программ. Надо установить отвечающие современным экономическим реалиям процедуры их разработки и реализации. Следует определить стратегические приоритеты государственной инвестиционной политики и четко следовать им. Нужно выработать механизм ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в программах целей, установить способы обеспечения ресурсной сбалансированности программ.

Следует в 2004 году законодательно закрепить основные принципы формирования федеральной адресной инвестиционной программы, в том числе с учетом разграничения расходных полномочий.

В целях обеспечения снижения стоимости закупаемой государством продукции нужно шире использовать возможности централизованных закупок однородной продукции, необходимой нескольким государственным заказчикам.

Необходимо еще более повысить ритмичность расходования средств федерального бюджета. Предстоит принять меры по повышению эффективности организации кампании по заключению контрактов на поставку продукции для государственных нужд и сокращению сроков ее проведения. Решения Правительства Российской Федерации, необходимые для реализации положений федерального закона о федеральном бюджете, должны приниматься не позднее чем через 15 дней со дня его вступления в силу.

Следует усилить контроль со стороны главных распорядителей средств федерального бюджета за обязательствами находящихся в их ведении организаций и учреждений. Объемы несанкционированных обязательств, по которым казна вынуждена нести субсидиарную ответственность, сохраняются на недопустимо высоком уровне. Каждый такой случай должен быть предметом служебного разбирательства, а соответствующие должностные лица - нести административную и иную ответственность.

Должен быть ускорен переход на технологии единого казначейского счета по расходам федерального бюджета. Необходимо принять меры по максимальному сосредоточению всех средств бюджетной системы в учреждениях Банка России. Практически это реализуемо посредством проведения операций в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов через систему федерального казначейства.