Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2004 году"

1. Главные итоги бюджетной политики в 2002 году и начале 2003 года


При проведении бюджетной политики в прошедшем году удалось добиться заметных положительных результатов.

Федеральный бюджет формируется и исполняется с профицитом, обеспечивающим его устойчивость к влиянию внешнеэкономической конъюнктуры. Дополнительные доходы федерального бюджета позволили сформировать финансовый резерв в объеме около 230 млрд.рублей, что существенно снизило бюджетные риски.

Сделаны реальные шаги по переходу к среднесрочному финансовому планированию.

Продолжена реализация налоговой реформы, обеспечивающей снижение налоговой нагрузки на экономику и повышение собираемости налогов. Налоговая система становится более рациональной, сокращается число налогов, снижаются налоговые ставки.

Принятый в 2003 году в новой редакции Таможенный кодекс Российской Федерации позволит сделать более прозрачными таможенные процедуры, создаст стимулы для уменьшения потоков "серого" импорта и надлежащей уплаты таможенных пошлин и сборов.

Стало более ритмично осуществляться финансирование расходов федерального бюджета. Впервые лимиты бюджетных обязательств на очередной финансовый год были доведены до бюджетополучателей заблаговременно.

Заметно возрос уровень заработной платы в бюджетной сфере. В 2003 году у работников бюджетных организаций и учреждений она вырастет еще на 33 процента. В результате перерасчета размеров пенсий в соответствии с новой системой пенсионного обеспечения около 12 млн.человек уже получили существенную прибавку к пенсии.

Осуществлено реформирование денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Ранее установленные для них льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и услуг связи переведены в денежную форму. Практически урегулирована задолженность государства по оборонным заказам прошлых лет.

Обеспечена увязка бюджетного процесса с работой по пересмотру уровня регулируемых тарифов естественных монополий. Положено начало принятию соответствующих решений на этапе формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

Продолжается реформирование межбюджетных отношений. Основная часть финансовой помощи субъектам Российской Федерации распределяется по единым объективным критериям. Улучшилось состояние бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2002 году удалось существенно сократить бремя государственного долга, вырос международный кредитный рейтинг России. Восстановлено доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, которые стали привлекаться на более длительные сроки и по более низкой, чем ранее, цене.