Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по процедурам предварительного отбора муниципальных образований для участия в конкурсе программ (проектов) на софинансирование из Фонда муниципального развития
Характер конкурсных документов должен свидетельствовать о том, что подготовка проектной документации осуществляется на основе программно-целевого метода. Проект может состоять собственно из инвестиционного проекта и мероприятий неинвестиционного характера. В свою очередь, программа может состоять из нескольких проектов, объединенных единой целью программы. При разработке проекта (программы) центральным является идентификация проблемы, на решение которой направлен данный проект (программа) и формулирование ее в четких измеряемых показателях, обеспечивающих последующий мониторинг и оценку эффективности реализации проекта (программы) и эффективности региональной финансовой поддержки. Таким образом, на конкурс могут подаваться как отдельные проекты, так и программы в указанном выше смысле.
Соответствие целей и задач, подаваемых на конкурс проектов целям и задачам приоритетных направлений, установленных в ФМР; включение муниципальных проектов в соответствующие долгосрочные программы муниципального развития
Цели и задачи проектов должны содержать показатели, позволяющие оценить вклад от реализации данного проекта в решении задач соответствующего направления Фонда. Рекомендуемым условием участия в конкурсе является включение проектов в среднесрочные (долгосрочные) программы социально-экономического развития соответствующего муниципального образования. Это обеспечивает тесное увязывание долгосрочной инвестиционной политики органов власти всех уровней на территории субъекта Российской Федерации, соединение интересов региональных и местных властей для решения общих задач и концентрацию инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития общественной инфраструктуры.
Основы проведения конкурсного отбора проектов
Процедура конкурсного отбора инвестиционных программ включает в себя следующие этапы.
Осуществляется подготовка конкурса путем последовательного определения критериев оценки, выделения ключевых критериев и определение значимости каждого из них. Затем уже на стадии проведения конкурса производится оценка уровня социально-экономической значимости конкретных проектов.
В качестве основных критериев предлагается использовать:
- важность и актуальность решаемой задачи для муниципального образования;
- степень готовности проекта (программы) к реализации;
- эффективность проекта (программы).
Перечень критериев может быть представлен в виде следующей таблицы:
N | Наименование критерия |
Критерии актуальности и необходимости реализации проекта (программы) | |
1 | Актуальность проблемы для муниципального образования и субъекта Российской Федерации |
2 | Доля населения муниципального образования, для которого данная проблема является актуальной |
Критерии подготовленности проекта (программы) | |
3 | Качество и проработанность программы |
4 | Готовность муниципального образования к реализации программы |
5 | Состав пакета подготовленных документов |
Критерии эффективности | |
6 | Количество "выгодоприобретателей" от осуществления проекта |
7 | Степень решения поставленной социальной проблемы |
8 | Срок реализации (проекта) программы и стоимость реализации проекта |
9 | Срок действия эффекта (результатов) от реализации программы |
10 | Степень влияния результатов от реализации программы на прилегающие муниципальные образования |
11 | Степень влияния результатов от реализации программы на взаимосвязанные проекты (программы) |
Поскольку различные критерии оценки неравнозначны, то критериям может придаваться различный удельный вес. В зависимости от количества поданных на конкурс проектов, могут использоваться и разные технологии оценки проектов.
Результатом оценки является интегральный показатель социально-экономической значимости (эффекта) программы, который выражается в баллах.
Ранжирование программ
Ранжирование программ может проводиться по показателю
где:
R - ранг программы;
Э - социально-экономический эффект (в баллах);