Делегирование полномочий по расчету и предоставлению дотаций муниципальным районам
В новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления муниципальных районов законом субъекта Российской Федерации полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям из бюджета субъекта Российской Федерации. В этом случае региональный ФФПП создается только в части предоставления средств на выравнивание бюджетной обеспеченности городским округам. В составе регионального фонда компенсаций предусматриваются субвенции бюджетам муниципальных районов на исполнение данных полномочий. При этом, объем средств регионального ФФПП городским округам и субвенции на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, передаваемые муниципальным районам, должны рассчитываться одним способом, в рамках одной методики.
Порядок расчета этих субвенций, а также методика, по которой из объема предоставленных субвенций будут выделяться дотации бюджетам поселений, находящихся на территории (в юрисдикции) муниципального района, должны быть установлены законом субъекта Российской Федерации. Указанные субвенции зачисляются в районный фонд финансовой поддержки поселений.
Передача средств регионального ФФПП путем установления дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц
Если органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают решение предоставлять средства на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из собственного бюджета, а не путем делегирования муниципальным районам полномочий по расчету и предоставлению дотаций, часть дотаций из регионального ФФПП, согласно новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, может предоставляться бюджетам поселений путем закрепления за ними дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц на очередной финансовый год.
Средства, полученные бюджетом поселения по дополнительному нормативу отчислений от налога на доходы физических лиц сверх или ниже объема, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год, не подлежат изъятию в бюджет субъекта Российской Федерации или компенсации из бюджета субъекта Российской Федерации, а также не могут учитываться при последующем распределении финансовой помощи. Данное положение делает использование этой возможности весьма привлекательным инструментом повышения заинтересованности органов власти поселений увеличивать собираемость налога на доходы физических лиц.
В новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается, что значение дополнительного норматива рассчитывается как отношение планируемого объема дотации поселению из регионального ФФПП к рассчитанному по единой методике прогнозному объему поступлений от налога на доходы физических лиц в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по территории соответствующего поселения.
Если полученный дополнительный норматив превышает максимальное значение норматива, который может быть дополнительно закреплен за бюджетом поселения, следует закрепить максимально возможный норматив, а недостающие средства передать в бюджет поселения в форме дотации.
Расчетное значение дополнительного норматива при этом рассчитывается по следующей формуле:
где
Л - расчетное значение дополнительного норматива на доходы физических лиц, передаваемого в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования i;
ФП - планируемый объем средств фонда финансовой поддержки для муниципального образования i;
НДФЛ - прогнозируемый на очередной финансовый год объем налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию i.
При этом, если расчетное значение дополнительного норматива на доходы физических лиц, передаваемое в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальному образованию, превышает максимально возможный норматив, разница между планируемым объемом средств фонда финансовой поддержки и передаваемому по дополнительному нормативу налогу на доходы физических лиц определяется по формуле:
где
Ф - объем средств фонда финансовой поддержки для муниципального образования i;
ФП - планируемый объем средств фонда финансовой поддержки для муниципального образования i;
Л - максимальное значение дополнительного норматива на доходы физических лиц, передаваемого в целях выравнивания бюджетной обеспеченности (этот норматив может принимать значение не больше 60%, поскольку 40% налога на доходы физических лиц подлежат безусловному зачислению в местные бюджеты);
НДФЛ - прогнозируемый на очередной финансовый год объем налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию i.
В результате, те муниципалитеты, для которых объем поступлений подоходного налога по максимально возможному нормативу на доходы физических лиц превышает планируемый объем средств фонда финансовой поддержки, не будут получать средства на выравнивание бюджетной обеспеченности. Для муниципалитетов, у которых расчетное значение дополнительного норматива превышает максимально возможное, устанавливается максимально возможное значение норматива налога на доходы физических лиц и сохраняется часть планируемого объема средств на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Прогнозируемый объем поступлений налога на доходы физических лиц по муниципальным образованиям следует рассчитывать в соответствии с положениями раздела 2.2.1.