Новая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации позволяет органам государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать дополнительные отчисления от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в местные бюджеты. Нормативы этих отчислений должны быть едиными для всех муниципальных образований, относящихся к одному типу (поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значений) и устанавливаться законом на неограниченный срок. При этом норматив отчислений от таких налогов, установленный для городского округа, должен быть равен сумме нормативов, закрепленных за поселением и муниципальным районом конкретного субъекта Российской Федерации.
Предусмотрена также возможность зачислять в бюджеты поселений налоговые доходы от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов. Для всех поселений конкретного района эти нормативы также должны быть едиными и установленными на бессрочной основе.
Указанные требования не распространяются на налог на доходы физических лиц, нормативы отчислений от которого могут быть дифференцированными и устанавливаться законом субъекта Российской Федерации на ограниченный срок.
В отношении распределения 10% налога на доходы физических лиц целесообразно придерживаться следующих правил.
Указанные 10% налога, которые должны обязательно быть переданы одному (или обоим в любых пропорциях) уровням местных бюджетов, не были закреплены ни за поселенческим, ни за районным уровнем, ввиду возможности возникновения существенных отличий по субъектам Российской Федерации в обеспеченности бюджетов районного и поселенческого уровней. Подобная ситуация может быть вызвана как различной величиной соотношения земельного налога, налогов на малый бизнес по субъектам Российской Федерации, так и обусловленным региональной спецификой различным соотношением между полномочиями районного и поселенческого уровня.
То есть, в случае, если при закреплении налоговых доходов за местными бюджетами без учета этих 10% налога на доходы физических лиц, уровень бюджетной обеспеченности налоговыми доходами поселений окажется выше, чем у районов, то, при прочих равных условиях, большую часть 10% налога на доходы физических лиц следует закрепить за районами. И наоборот.
Результатом закрепления этой части налога на доходы физических лиц должно стать сокращение различий между бюджетной обеспеченностью налоговыми доходами районного и поселенческого уровней в целом. При этом представляется целесообразным, чтобы обеспеченность районного уровня после распределения 10% налога на доходы физических лиц была выше, чем у поселенческого, поскольку из бюджетов муниципальных районов должны также выделяться средства на оказание финансовой поддержки поселений.
Налоговые доходы, наиболее подходящие для дополнительного зачисления в бюджеты муниципальных образований в соответствии с законами субъекта Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления муниципальных районов.
Как показывает практика, в наибольшей мере соответствующими рекомендуемым принципам закрепления налоговых доходов, и, следовательно, наиболее подходящими для дополнительного закрепления за бюджетами муниципальных образований, являются:
1. налог на доходы физических лиц;
2. единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
Они достаточно равномерны и в большей степени, нежели остальные налоги, отражают уровень благосостояния граждан. Дополнительное закрепление единых нормативов отчислений именно от этих налогов за бюджетами муниципальных образований будет способствовать повышению информированности и заинтересованности населения, проживающего на его территории в улучшении деятельности муниципальных органов управления, в виду того, что оно (население) фактически оплачивает как содержание органов местного самоуправления, призванных организовать предоставление населению бюджетных услуг, так и сами бюджетные услуги. Как следствие, граждане будут проявлять больший интерес к тому, как тратятся их деньги, что является необходимой предпосылкой для создания реального самоуправления.
В несколько меньшей степени, в зависимости от специфики субъекта Российской Федерации, указанным требованиям могут удовлетворять следующие налоги:
1. единый сельскохозяйственный налог;
2. единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
3. налог на имущество организаций.
Равномерность распределения базы налогообложения единого сельскохозяйственного налога зависит как от территориального состава муниципальных образований и различий в кадастровой стоимости участков сельскохозяйственных земель, находящихся в границах муниципальных образований. Принимая во внимание, как правило, низкий уровень бюджетной обеспеченности сельских поселений, передача этого налога муниципалитетам может оказать и существенный выравнивающий эффект.
Вместе с тем, учитывая, что решение по изменению налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков находится в компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, необходимо принять меры по максимальной стабилизации ставок в целях повышения определенности органов местного самоуправления в объеме будущих налоговых поступлений.
В отношении единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, можно отметить, что по своим характеристикам он во многом близок к единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, но его база налогообложения, как правило, менее равномерно распределена по муниципальным образованиям.
Равномерность распределения базы налогообложения налога на имущество организаций по муниципальным образованиям значительно уступает равномерности базы подоходного налога и налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и сопоставима с равномерностью размещения базы налога на прибыль организаций. Но, в отличие от последнего, она имеет весьма низкую мобильность, что удовлетворяет одному из основных доводов в пользу передачи его на местный уровень. При этом, в случае передачи налога на местный уровень, необходимо, как и для единого сельскохозяйственного налога соблюдать ограничения по изменению ставок и состава налоговой базы для отдельных налогоплательщиков на региональном уровне.
Все остальные налоги и сборы, поступающие в бюджет субъекта Российской Федерации или бюджеты муниципальных районов, в меньшей степени подходят для дополнительного закрепления за бюджетами муниципальных образований, хотя новая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает такую возможность по отношению ко всем налогам, подлежащим зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных районов.
Рекомендации по закреплению дополнительных единых нормативов отчислений от налогов и сборов за бюджетами муниципальных образований
Исходя из критериев закрепления налоговых доходов за местными бюджетами, сформулированных в разделе 1.2.1, и с целью создания стимулов для проведения на местном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики, развития и эффективного использования налогового потенциала муниципального образования, повышения эффективности бюджетных расходов и минимизации встречных финансовых потоков, рекомендуется дополнительно устанавливать единые нормативы отчислений от налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в бюджеты муниципальных образований:
- от налога на доходы физических лиц;
- от единого сельскохозяйственного налога (в случае установления законом субъекта Российской Федерации единых налоговых ставок и льгот для всех категорий налогоплательщиков);
- от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;