Действующий

Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную

Работа с "картой знаний" как средство
построения  образовательной траектории учащихся


Для того чтобы обеспечить преемственность между контролем и оценкой учебных действий в начальной  школе, с одной стороны, и умением школьников строить собственные индивидуальные образовательные траектории на этапе основной школы (7-9-е классы), в переходный этап обучения (5-6-е классы) необходимо особое внимание уделить индивидуальной работе учащихся по созданию в учебных курсах "карты знаний", работе с ней, и последующему ее анализу.

"Карта знаний" по предмету - это специальное место в классе (на листе ватмана, стенде), специальной детской тетради, например: "Мои успехи и достижения по русскому языку", где в схематической форме фиксируются основные предметные области курса (первоначально как направления или задачи исследования, позднее - как открытые детьми способы действий и понятия).

Составленная классом "карта знаний" по предмету может помочь учащимся сознательно и целенаправленно выбирать тот учебный материал, который необходим им для решения учебно-практических задач, может позволить школьникам восстанавливать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете, делать предположения о возможных дальнейших содержательных продвижениях.

В переходный этап образования "карта знаний" может стать средством планирования, удержания предметной логики в течение учебного года и рефлексии индивидуального пути движения учащихся в учебном предмете. В отличие от начальной школы, где работа по планированию и изучению материала, разворачивается только как коллективное действие, на данном этапе обучения подобная работа уже частично становится индивидуальным действием. Например, в тетрадях у детей помимо общих маршрутов движения должны (фиксироваться личные вопросы, индивидуальные трудности, "ответвления" от общего пути, который ученик совершал либо для преодоления своих затруднений в знаниях и способах действий (обычно такая специальная работа с индивидуальными "картами" проводится на учебных занятиях после очередной проверочной работы, либо в поиске ответов на собственные вопросы).

Основное условие эффекта от работы с "картой" - ее системность и последовательность обращений к ней от сентября до мая. Так, подобная "карта" создается в классе после проведения стартовой проверочной работы по предмету, сопровождает все темы курса в ходе учебного года и анализирует весь пройденный путь (класса в целом и попытки построения индивидуальных маршрутов отличных от пути всего класса) после завершения итоговой проверочной работы по предмету.

Полученный на переходном этапе образования навык работы с "картой знаний" будет необходим учащимся на последующих этапах образования, где предполагается разворачивание индивидуальных образовательных траекторий внутри каждого учебного предмета, а в старшей школе - для обучения в профильных классах по индивидуальным планам.