Действующий

Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности
школьников как необходимое условие
индивидуализации обучения


Индивидуализация учебных действий контроля и оценки является необходимым условием для становления полноценной учебной деятельности школьников. Для того чтобы каждый ученик научился самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, ему необходим систематический опыт следующих действий:

- устанавливать типологию заданий, определять, для проверки какого умения или знания дано то или иное задание;

- составлять проверочные задания разного типа и уровня сложности (в том числе задания с "ловушками");

- определять сложность заданий, распределять задания по степени сложности;

- находить или создавать образец для проверки работы;

- сопоставлять работу с образцом;

- вырабатывать критерии оценки учебной работы;

- согласовывать свои критерии с критериями других участников контрольно-оценочной деятельности, в том числе и с учителем;

- оценивать свою работу по этим критериям;

- сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника);

- давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах;

- отбирать задания для устранения допущенных ошибок;

- определять границы своего знания (понимать, где работает или не работает освоенный способ действия);

- формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание).

Все эти умения формируются в процессе специальных тренировочных и коррекционных упражнений, которые можно проводить на уроке по любому предмету. В качестве одного из приемов формирования оценочно-контролирующей деятельности учитель может использовать определение самим учащимся сроков представления результатов освоения той или другой учебной темы: ученик сам докладывает учителю о готовности к написанию проверочной работы по той или другой теме.

Предметом контроля и оценки в учебных предметах со стороны учащихся в это время могут быть:

- собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления ("Что у меня получается, какие трудности не могу пока преодолеть и почему?");

- последовательность действий при решении поставленных задач ("Какие операции, действия я должен совершить, чтобы решить задачу?");

- личные достижения в изучении учебного и внеучебного материала ("Чему я научился");

- оценка своих возможностей ("Могу ли сделать большее?");

- самостоятельный выбор учебного материала (заданий) для их выполнения ("Какие задания могу выполнить хорошо?").

На данном этапе обучения необходимо стремиться к тому, чтобы контрольно-оценочные действия учителя по возможности производились исключительно по запросу учащихся, в том числе в момент предъявления учащимися своих результатов (достижений) в учении.