Индивидуализация учебных действий контроля и оценки является необходимым условием для становления полноценной учебной деятельности школьников. Для того чтобы каждый ученик научился самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, ему необходим систематический опыт следующих действий:
- устанавливать типологию заданий, определять, для проверки какого умения или знания дано то или иное задание;
- составлять проверочные задания разного типа и уровня сложности (в том числе задания с "ловушками");
- определять сложность заданий, распределять задания по степени сложности;
- находить или создавать образец для проверки работы;
- сопоставлять работу с образцом;
- вырабатывать критерии оценки учебной работы;
- согласовывать свои критерии с критериями других участников контрольно-оценочной деятельности, в том числе и с учителем;
- оценивать свою работу по этим критериям;
- сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника);
- давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах;
- отбирать задания для устранения допущенных ошибок;
- определять границы своего знания (понимать, где работает или не работает освоенный способ действия);
- формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание).
Все эти умения формируются в процессе специальных тренировочных и коррекционных упражнений, которые можно проводить на уроке по любому предмету. В качестве одного из приемов формирования оценочно-контролирующей деятельности учитель может использовать определение самим учащимся сроков представления результатов освоения той или другой учебной темы: ученик сам докладывает учителю о готовности к написанию проверочной работы по той или другой теме.
Предметом контроля и оценки в учебных предметах со стороны учащихся в это время могут быть:
- собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления ("Что у меня получается, какие трудности не могу пока преодолеть и почему?");
- последовательность действий при решении поставленных задач ("Какие операции, действия я должен совершить, чтобы решить задачу?");
- личные достижения в изучении учебного и внеучебного материала ("Чему я научился");
- оценка своих возможностей ("Могу ли сделать большее?");
- самостоятельный выбор учебного материала (заданий) для их выполнения ("Какие задания могу выполнить хорошо?").
На данном этапе обучения необходимо стремиться к тому, чтобы контрольно-оценочные действия учителя по возможности производились исключительно по запросу учащихся, в том числе в момент предъявления учащимися своих результатов (достижений) в учении.