Принят
на шестнадцатом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 16-5
 от 9 декабря 2000 года
)

МОДЕЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

     

Общая часть


Настоящий модельный Налоговый кодекс используется для развития национальных законодательств государств - участников Межпарламентской Ассамблеи в налоговой сфере и имеет рекомендательный характер.

Раздел I

Общие положения

     

Глава 1. Основные положения

     

Статья 1. Отношения, регулируемые Налоговым кодексом

1. Настоящим Налоговым кодексом (далее - Кодекс) в соответствии с конституцией страны устанавливаются основы налоговой системы страны, определяется правовое положение участников регулируемых настоящим Кодексом отношений, закрепляется порядок исполнения налоговых обязательств и применения мер, обеспечивающих их надлежащее исполнение, регламентируются основания и условия привлечения лиц к ответственности за налоговые правонарушения, а также порядок обжалования актов и действий (бездействия) должностных лиц органов, осуществляющих налоговый контроль.

2. Отношения, возникающие в процессе налогообложения и сборов по общегосударственным и местным (региональным и муниципальным) налогам и сборам, регулируются настоящим Кодексом, а также иными актами налогового законодательства, принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 2. Налоговое законодательство и иные
нормативные правовые акты о налогах

1. Налоговое законодательство страны состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов о налогообложении и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти страны в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При налогообложении применяются официально опубликованные акты налогового законодательства, действующие на день возникновения (наличия) обстоятельств, связанных с исполнением налогового обязательства.

3. Несоответствие настоящему Кодексу является основанием для изменения или признания недействительным нормативного правового акта (его отдельных норм), нарушающего настоящий Кодекс.

4. В случаях и пределах, предусмотренных налоговым законодательством страны, органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.

Статья 3. Действие актов налогового законодательства

1. Акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Общегосударственные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов, а также акты налогового законодательства законодательных (представительных) органов власти, вводящие налоги, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого января года, следующего за годом их принятия.

3. Акты налогового законодательства, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, налоговых агентов, обратной силы не имеют.

Акты налогового законодательства, отменяющие налоги и сборы, уменьшающие размеры налоговых ставок, размеры сборов или иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, налоговых агентов, могут иметь обратную силу, если это предусмотрено указанными актами.

4. Акты налогового законодательства об установлении новых налогов и сборов, об отмене действующего налога и сбора, а также о внесении изменений и дополнений в действующие акты налогового законодательства в части определения элементов налогообложения и (или) налоговых льгот, вступающие в силу с начала очередного финансового года, принимаются до принятия закона о бюджете государства на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в акты налогового законодательства по указанным вопросам, предполагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, только одновременно с внесением в установленном порядке соответствующих изменений и дополнений в закон о бюджете государства на текущий финансовый год.

Статья 4. Действие норм международных договоров
по вопросам налогообложения

1. Если ратифицированным в установленном законом страны порядке международным договором (соглашением), содержащим нормы о налогообложении и сборах, в том числе затрагивающим вопросы об избежании двойного налогообложения, одной из сторон которого является страна, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом или принимаемыми в соответствии с ним актами налогового законодательства, то приоритет в регулировании соответствующих отношений имеют нормы международного договора (соглашения).

2. Правило, установленное пунктом 1 настоящей статьи, не применяется в отношении налоговых льгот и преимуществ, предоставленных страной по международному договору (соглашению) об избежании двойного налогообложения налоговому резиденту страны, с которым заключен этот договор (соглашение), если этот налоговый резидент используется для получения таких налоговых льгот и (или) преимуществ другим лицом, не являющимся налоговым резидентом страны, с которым заключен указанный международный договор (соглашение), и не имеющим права на такие налоговые льготы и преимущества.

Статья 5. Определение сроков


Начало и окончание срока, определенного календарной датой, периодом времени, исчисляемым годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями, днями или часами, а также срока, определенного указанием на событие, которое должно наступить, или действие, которое должно быть совершено, устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством страны.

Статья 6. Налоги и сборы

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный взнос, подлежащий уплате в денежной форме организациями и физическими лицами в общегосударственный и (или) местные (региональные, муниципальные) бюджеты.

Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

2. Не признаются налогами и сборами взносы, вклады и другие платежи, уплачиваемые в силу гражданско-правовых сделок, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.

3. Правила, предусмотренные настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства в отношении налогов и связанных с ними правоотношений, распространяются на сборы и связанные с ними правоотношения, если иное не установлено указанными нормативными правовыми актами.

Статья 7. Налоговая система страны


Налоговая система страны представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом общегосударственных и местных (региональных и муниципальных) налогов и сборов, принципов их установления, изменения и отмены.

Статья 8. Принципы налоговой системы страны

1. Каждое лицо обязано уплачивать установленные настоящим Кодексом или в соответствии с ним общегосударственные, местные (региональные и муниципальные) налоги и сборы, в отношении которых это лицо признается налогоплательщиком (плательщиком сбора).

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать не предусмотренные настоящим Кодексом налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов и сборов, либо налоги и сборы, установленные с нарушением норм, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налоги и сборы устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития страны.

3. Налоги и сборы не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, социальных, идеологических, этнических или иных подобных критериев.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ (услуг) или денежных средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика.

5. Не допускается устанавливать дополнительные налоги и сборы, повышенные либо дифференцированные ставки налогов и сборов или налоговые льготы в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица, а также от места происхождения капитала или имущества налогоплательщика.

Допускается устанавливать особые виды ввозных пошлин (сборов) либо дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин (сборов) в зависимости от страны происхождения товара и других факторов в соответствии с таможенным законодательством.

Статья 9. Участники отношений, регулируемых настоящим Кодексом
и иными актами налогового законодательства


Участниками отношений, регулируемых настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства (налоговых отношений), являются:

1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками;

2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

3) налоговые органы;

4) таможенные органы;

5) органы налоговой полиции;

6) финансовые органы;

7) кредитные организации;

8) иные лица, на которых законами страны возложены обязанности по сбору налогов и (или) сборов в бюджет.

     

Глава 2. Понятия, используемые в настоящем кодексе и
иных актах налогового законодательства

Статья 10. Основные понятия

1. Понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе и иных актах налогового законодательства, применяются исключительно при регулировании налоговых отношений, если иное не установлено законодательством страны.

2. В целях настоящего Кодекса перечисленные ниже понятия используются в следующих значениях:

1) общегосударственный - относящийся к стране, центральным органам государственной власти и управления;

2) региональный - относящийся к республике в составе страны, краю, области, автономной области, автономному округу;

3) местный - относящийся к региону страны, городу либо району в регионе страны, муниципальному образованию;

4) местный бюджет - бюджет регионального и (или) муниципального образования;

5) экономическая деятельность - всякая деятельность по производству и (или) реализации товаров, работ (услуг), а также любая иная деятельность, направленная на получение доходов (прибыли), независимо от результатов такой деятельности;

6) лица - физические лица и (или) организации.

Статья 11. Объекты налогообложения

1. Объектом налогообложения является имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику объект, с наличием которого налоговое законодательство связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

2. Объектами налогообложения могут быть имущество, доходы, прибыль, операции по реализации товаров, работ (услуг), ввоз (вывоз) товаров на территорию страны и другие объекты, установленные настоящим Кодексом.

3. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Статья 12. Финансовые инструменты срочных сделок

1. Финансовыми инструментами срочных сделок признаются обращающиеся на финансовом рынке документы и иные инструменты, удостоверяющие права участников срочных сделок.

Сделками с отсроченным временем исполнения (срочными сделками) признаются:

1) сделки, связанные с передачей одними ее участниками другим участникам своих прав и (или) обязанностей в отношении предмета сделки с отнесенным по времени сроком исполнения вытекающих из условий сделки прав и (или) обязанностей ее участников;

2) сделки, связанные с отнесенной по времени уступкой (приобретением) прав или возложением (сложением) обязанностей в отношении предмета сделки (в частности, связанные с уступкой права на будущую передачу прав и (или) обязанностей в отношении товара, иного имущества или другого предмета сделки).

2. Если объектом налогообложения являются операции по реализации товаров (работ (услуг) или доходы (прибыль), в том числе от указанных операций, то при использовании участниками сделок финансовых инструментов срочных сделок объект налогообложения у этих участников определяется с учетом следующих особенностей:

1) если результатом срочной сделки является непосредственная передача в собственность одному из участников сделки предмета этой сделки (товара или иного имущества) либо оказание услуг (выполнение работ), то при определении налоговой базы в отношении этой сделки следует отдельно рассматривать операции по реализации товаров (работ (услуг) и операции по реализации соответствующих финансовых инструментов срочных сделок;

2) при ином результате срочной сделки налоговая база в отношении такой сделки определяется исходя исключительно из операций по реализации соответствующих финансовых инструментов срочных сделок.

Положения настоящего пункта применяются с учетом особенностей, установленных в отношении налогообложения ценных бумаг и их обращения.

Статья 13. Имущество

1. Имуществом признаются материальные и нематериальные объекты, которые могут быть предметами владения, пользования или распоряжения.

2. Отнесение объектов к имуществу производится в соответствии с гражданским законодательством страны.

Статья 14. Товары

1. Товаром признается имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В целях таможенного регулирования и налогообложения к товарам может быть отнесено и иное имущество в соответствии с таможенным законодательством страны.

2. Идентичными товарами признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество, репутация на рынке, страна происхождения и производитель.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»