6. Делопроизводство по обращениям граждан, которое ведется отдельно от других видов делопроизводства в Управлении делами ГТК России, осуществляет Отдел.
7. Все поступающие в ГТК России обращения граждан регистрируются (учитываются) в Отделе в день их поступления и заносятся в электронную картотеку базы данных "Письма, заявления граждан" автоматизированной системы "Учет и контроль исполнения документов". В электронную карточку базы данных вносятся основные реквизиты документов согласно указанным в карточке полям (приложение 1). На документы, внесенные в электронную картотеку базы данных "Письма, заявления граждан", распечатывается сокращенная форма регистрационной контрольной карточки (далее - карточка) в двух экземплярах (приложение 2). Первый экземпляр карточки, на которой должностное лицо структурного подразделения ГТК России, ответственное за делопроизводство, расписывается в получении документов, помещается в контрольную картотеку Отдела, второй экземпляр вместе с документами передается в структурное подразделение ГТК России для исполнения.
8. Регистрационный номер обращения граждан формируется из начальной буквы фамилии автора обращения, порядкового номера обращения и буквы "р" или "и" - российские и иностранные граждане (например: "А-10р", "К-12р", "Ж-2и").
Регистрационный номер указывается в штампе ГТК России, который проставляется в нижнем правом углу первого листа обращения.
На коллективных обращениях граждан перед порядковым номером проставляются, соответственно, буквы "КЛ". Регистрация обращений российских и иностранных граждан в электронной картотеке базы данных осуществляется раздельно. Конверты, в которых были присланы обращения граждан, сохраняются, если иначе нельзя установить адрес отправителя или если дата почтового штемпеля необходима для подтверждения времени отправления и получения обращения, а также в других необходимых случаях.
9. Обращения граждан, подлежащие рассмотрению и разрешению комиссиями ГТК России (например, Жилищной комиссией ГТК России), которые в соответствии с правовыми актами ГТК России самостоятельно регистрируют поступающие заявления, Отдел не регистрирует, но учитывает в электронной картотеке базы данных "Письма, заявления граждан". На первом листе обращений проставляется штамп ГТК России, в котором указывают дату поступления и количество листов документа, после чего они передаются для регистрации в соответствующие комиссии ГТК России.
10. Обращение, поступившее вторично от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, считается повторным, если с начала рассмотрения обращения прошло больше месяца или заявитель не удовлетворен данным ему ответом. В этом случае в электронной картотеке базы данных и карточке делается отметка о том, что обращение повторное. Повторному обращению при его поступлении присваивается очередной регистрационный номер.
11. Обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные нескольким адресатам и пересланные ими для разрешения в ГТК России, при наличии такого обращения в ГТК России повторными не считаются и учитываются под регистрационным номером обращения, направленного заявителем непосредственно в ГТК России, с добавлением порядкового номера, проставляемого через дробь (например: 3-25р/2).
12. Запрещается направлять обращения граждан с жалобами для разрешения тем таможенным органам или должностным лицам, на которых составлены жалобы.
13. Письменные обращения граждан, не содержащие подписи автора, его фамилии, имени, отчества, а также данных о месте жительства (работы, учебы), признаются анонимными. Анонимные письма, как правило, регистрации и рассмотрению не подлежат, но о них докладывают руководству ГТК России, если в них содержится информация о готовящихся правонарушениях или об угрозе жизни должностных лиц таможенных органов.
14. Обращения граждан, адресованные конкретным должностным лицам, как правило, направляются непосредственно им. Поступающие в адрес руководства ГТК России обращения граждан, если затронутые вопросы не требуют указаний руководства ГТК России, направляются непосредственно в структурные подразделения ГТК России или по принадлежности в таможенные органы.
15. После рассмотрения руководством ГТК России обращения граждан возвращаются в Отдел: с резолюциями председателя ГТК России - от начальника Управления делами, с резолюциями заместителей председателя ГТК России - от помощников заместителей председателя ГТК России. Должностные лица Отдела указывают содержание резолюций в электронной картотеке базы данных.
16. По каждому обращению граждан, поступившему после регистрации или после рассмотрения руководства ГТК России на исполнение в соответствующее структурное подразделение ГТК России, в течение трех дней должно быть принято одно из следующих решений:
- о принятии обращения к рассмотрению;
- о передаче обращения на исполнение в другое структурное подразделение ГТК России либо в таможенный орган с извещением об этом автора обращения (кроме лица, проживающего в иностранном государстве);
- о направлении по принадлежности в государственные органы Российской Федерации и иностранных государств или организаций, если затронутые вопросы не относятся к ведению ГТК России, с извещением об этом автора обращения;
- об оставлении обращения без рассмотрения, если его содержание лишено логики и смысла.
17. Если в обращениях граждан наряду с вопросами, относящимися к компетенции ГТК России, содержатся вопросы, подлежащие рассмотрению в других государственных органах Российской Федерации и иностранных государств, то в течение трех дней направляются по принадлежности копии обращений с извещением авторов обращений.
18. Переадресование обращений граждан осуществляется только с разрешения руководства ГТК России при наличии соответствующего поручения. Для этого структурное подразделение ГТК России - исполнитель представляет докладную записку на имя руководителя, курирующего соответствующее структурное подразделение ГТК России.
19. Передача обращений граждан из одного структурного подразделения в другое структурное подразделение ГТК России, в том числе обращений граждан по принадлежности согласно резолюции руководства ГТК России, осуществляется через Отдел. К документам прилагается второй экземпляр контрольно-регистрационной карточки. В электронную картотеку базы данных Отдела вносятся необходимые изменения, после чего документы со вторым экземпляром указанной карточки передаются на исполнение в структурное подразделение ГТК России по принадлежности (первый экземпляр карточки с подписью структурного подразделения, вновь принявшего документы для рассмотрения, помещается в контрольную картотеку Отдела).
20. Ответ автору обращения оформляется на бланке письма ГТК России в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России без указания звания должностного лица, подписавшего ответ, фамилии исполнителя, номера телефона (на втором, визовом, экземпляре ответа фамилия исполнителя и его телефон указываются). Подготовленный данный документ поступает в Отдел для регистрации.
Индекс документа состоит из регистрационного номера и индекса дела (по номенклатуре), формируемого по данному вопросу. В электронную картотеку базы данных вносятся отметки об исполнении документа. Новый распечатанный экземпляр карточки с отметками об исполнении документа помещается в картотеку исполненных документов (предыдущие карточки, прилагавшиеся к документам, уничтожаются). Если письменный ответ не требуется, отметка об этом также вносится в электронную картотеку базы данных и во вновь распечатанную карточку.
Ответ на коллективное обращение граждан направляется на имя первого лица, указанного в обращении (если в обращении не оговорено конкретное лицо), в отдельных случаях - каждому из подписавших обращение.
21. Ответ автору обращения, проживающему в иностранном государстве, направляется согласно установленному порядку. Адрес на конверте с обязательным указанием почтового индекса автора заполняет исполнитель на русском языке, а также дублирует буквами латинского алфавита (адрес на иностранном языке, указанный автором в обращении).
22. Обращения граждан считаются решенными, если рассмотрены и решены все затронутые в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и авторам даны ответы.
23. Ответы на обращения граждан должны быть аргументированными, по возможности со ссылкой на нормы законодательства Российской Федерации, с разъяснением всех затронутых в них вопросов, а если в удовлетворении обращения заявителю отказано - содержать четкое разъяснение порядка обжалования принятого решения с указанием органа (должностного лица), к которому может быть направлена жалоба.
24. Дела, формируемые по обращениям граждан, хранятся в Отделе. Обращения граждан, регистрировавшиеся и рассматривавшиеся в комиссиях ГТК России, хранятся в данных комиссиях в соответствии с установленным порядком.
25. По жалобам граждан на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц дела формирует и хранит соответствующее структурное подразделение ГТК России.