К компетенции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по гидрометеорологии относятся:
реализация государственной политики, участие в разработке и реализации государственных программ и мероприятий в области гидрометеорологической деятельности;
подготовка проектов нормативных актов, национальных нормативов, методик и других общеобязательных требований в области гидрометеорологической деятельности;
распределение полномочий между центральными и местными (территориальными) органами по гидрометеорологии;
формирование, обеспечение функционирования и развития национальной гидрометеорологической системы и координация деятельности субъектов хозяйствования, не входящих в государственную гидрометеорологическую службу, но осуществляющих наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением;
выдача специальных разрешений (лицензий) на право осуществления гидрометеорологической деятельности субъектам хозяйствования, не входящим в структуру государственной гидрометеорологической службы;
создание и обеспечение функционирования единой взаимоувязанной государственной подсистемы сбора, обработки, анализа, хранения и использования информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
обеспечение органов государственной власти, вооруженных сил, отраслей экономики, населения и других пользователей режимно-справочными материалами, фактической и прогностической информацией о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, включая экстренную информацию о стихийных явлениях и опасных уровнях загрязнения;
определение перечня гидрометеорологических работ международного, национального, регионального и местного уровней, обеспечение их выполнения и выдача официальных прогнозов, другой продукции по оценке состояния окружающей природной среды и ее загрязнения;
организация и проведение научных исследований национального, регионального и местного значения по оценке и прогнозированию состояния окружающей природной среды и ее загрязнения;
формирование базы государственных информационных ресурсов, создание и ведение единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
обеспечение единства и сопоставимости методов наблюдений, расчетов, прогнозов, данных и продукции, средств контроля состояния окружающей природной среды и ее загрязнения, их сертификации, стандартизации;
организация и проведение работ по активным воздействиям на метеорологические и другие геофизические процессы в интересах отраслей экономики и безопасности населения страны, а также государственный надзор за их проведением на всей территории государства, осуществляемый в соответствии с положением, утверждаемым правительством государства;
обеспечение совместно с органами внутренних дел охраны пунктов государственной наблюдательной сети от противоправных действий;
осуществление международного сотрудничества в области гидрометеорологии и других смежных областях по направлениям деятельности, входящим в его компетенцию.
Решения специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по гидрометеорологии, относящиеся к вопросам гидрометеорологической деятельности, обязательны для исполнения всеми участниками этой деятельности.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по гидрометеорологии и его органы на местах осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти.
Органы исполнительной власти должны учитывать рекомендации органов гидрометеорологии по вопросам состояния окружающей природной среды и ее загрязнения.