Действующий

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским космическим агентством о сотрудничестве и партнерстве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях

Статья 15

Урегулирование споров

1. В случае возникновения споров, связанных с толкованием или исполнением положений настоящего Соглашения, Стороны отдают предпочтение средствам дружественного урегулирования и при необходимости проводят с этой целью консультации.

2. Правительство Российской Федерации или его компетентная организация, с одной стороны, и Европейское космическое агентство, с другой стороны, могут в конкретных соглашениях, договоренностях и контрактах, указанных в пункте 3 статьи 3 настоящего Соглашения, определить нормы и принципы, применимые к урегулированию споров в рамках совместных видов деятельности, программ и проектов, охватываемых настоящим Соглашением. В отсутствие таких норм и принципов в указанных соглашениях, договоренностях и контрактах любой спор, возникающий между их участниками, урегулируется в соответствии с нормами и принципами, определенными в настоящей статье.

3. Любой спор, который может возникнуть между компетентной организацией Правительства Российской Федерации и Европейским космическим агентством, в первую очередь передается на рассмотрение старших должностных лиц этих организаций, которые должны предпринять все усилия для разрешения с общего согласия вопросов фактов и права в интересах совместных видов деятельности, программ и проектов, охватываемых настоящим Соглашением. Согласительная процедура может быть использована в данном случае с целью достижения соглашения или подготовки заключений или рекомендаций по всем вопросам фактов и права, относящимся к предмету спора. Если спор не может быть урегулирован, соответствующие вопросы могут быть подняты перед Сторонами.

4. Если спор не может быть урегулирован в течение шести месяцев в соответствии с нормами и процедурами, описанными в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, и при отсутствии взаимного соглашения относительно других средств урегулирования, по просьбе любой Стороны он передается в арбитражный суд в соответствии с пунктами 5-9 настоящей Статьи.

5. Сторона, начинающая процессуальные действия, сообщает другой Стороне имя арбитра, назначенного ею. Другая Сторона в течение тридцати дней, следующих после такого уведомления, сообщает имя своего арбитра. Два арбитра в течение тридцати дней после назначения второго арбитра назначают третьего арбитра, который не является гражданином Российской Федерации или любого из государств - членов Европейского космического агентства и не имеет того же гражданства, как у любого из первых двух. Третий арбитр является председателем арбитражного суда.

6. Если сроки, предусмотренные в пункте 5 настоящей статьи, не соблюдаются, любая Сторона за неимением любого другого соглашения может пригласить Председателя Международного Суда (г.Гаага, Нидерланды) произвести необходимые назначения из числа лиц, имеющих репутацию в международных кругах и не являющихся гражданами Российской Федерации или любого из государств - членов Европейского космического агентства. Если Председатель Международного Суда является гражданином Российской Федерации или любого из государств - членов Европейского космического агентства или по какой-либо иной причине не может выполнить эту функцию, тогда необходимые назначения производятся заместителем Председателя Международного Суда. Если заместитель Председателя Международного Суда в свою очередь является гражданином любого из этих государств или по какой-либо иной причине не может выполнить эту функцию, тогда необходимые назначения производятся следующим старшим по положению членом Международного Суда, который не является гражданином ни Российской Федерации, ни государств - членов Европейского космического агентства.

7. Арбитражный суд принимает решение о месте своего нахождения и принимает свои собственные правила процедуры. Он сам определяет свою компетенцию и применяет положения настоящего Соглашения и любых других имеющих отношение к делу соглашений, договоренностей или контрактов, которые заключены между сторонами в споре, а также применимые нормы международного права.

8. Решения арбитражного суда принимаются большинством голосов его членов, которые не могут воздерживаться при голосовании и которые свободны в решении вопроса, излагать или не излагать мотивы, на которых они основывают свое решение. По обоюдной просьбе сторон в споре арбитражный суд может сформулировать рекомендации, которые образуют лишь основу для рассмотрения этими сторонами вопросов, вызвавших этот спор. Решение арбитражного суда выносится в письменной форме и, если стороны в споре заранее не договорились в письменной форме о процедуре обжалования, является окончательным и обязательным для каждой стороны в споре. Арбитражный суд по просьбе любой стороны в споре дает толкование решения.

9. Каждая сторона в споре несет расходы по своим искам и процессуальным действиям. Если арбитражный суд ввиду особых обстоятельств дела не примет иного решения, расходы арбитражного суда, включая вознаграждение его членов, несут стороны в споре в равных долях. Любые другие расходы в связи с урегулированием спора в ходе арбитражного разбирательства распределяются сторонами в споре в равных долях, если стороны в споре не согласятся об ином.