Действующий

Модельный библиотечный кодекс для государств - участников СНГ (новая редакция)

Статья 61. Права граждан на библиотечное обслуживание

1. Все граждане имеют равное право на обслуживание в публичной библиотеке.

Публичная библиотека в целях эффективного обслуживания и привлечения читателей выделяет следующие целевые группы:

- люди всех возрастов: дети, совершеннолетняя молодежь, взрослые, престарелые;

- отдельные граждане и группы людей со специальными потребностями: представляющие различные культуры и этнические группы, включая коренное население; имеющие инвалидность, слепые, плохо видящие или плохо слышащие: прикованные к дому, помещенные в специальные учреждения (больницу, тюрьму);

- физические и юридические лица, представляющие: учебные, культурные и общественные организации; местных бизнесменов, руководство вышестоящей организации, органа местного самоуправления.

Публичная библиотека выделяет в особую группу иммигрантов, беженцев и лиц, недавно получивших гражданство, услуги которым направлены на адаптацию их к новым условиям жизни, обеспечение доступа к материалам родной культуры. Правила пользования для этой группы граждан определяются библиотекой в соответствии с национальным законодательством и нормативными документами муниципальных образований.

2. Граждане как налогоплательщики имеют право предъявлять требования к органам местного самоуправления об открытии библиотек в соответствии с региональными или государственными стандартами.

3. Граждане, организации, учреждения и предприятия имеют право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.

4. Граждане - пользователи публичных библиотек имеют право на следующие основные виды услуг:

- бесплатное получение полной информации о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования; консультативной помощи в поиске и выборе источников информации; во временное пользование печатных изданий из библиотечных фондов;

- участие в культурных, образовательных и других программах и мероприятиях, проводимых в библиотеке;

- пользование каналами связи для получения информации из других библиотек, а также получение документов или их копий по межбиблиотечному абонементу;

- получение информации из электронных информационных сетей (прежде всего Internet) через специально оборудованные места публичного доступа;

- пользование другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.

5. Режим работы публичных библиотек согласуется с потребностями местного населения и условиями безопасности библиотек.