Действующий

Модельный лесной кодекс для государств - участников СНГ

Статья 1. Основные принципы лесного законодательства


Модельный кодекс и национальное лесное законодательство государств - участников Содружества Независимых Государств основываются на следующих принципах:

- учет значения лесов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию, охране и воспроизводству осуществляется исходя из представлений о лесе как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, совокупности природных ресурсов, используемых в качестве средства производства в лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, и одновременно являющемся объектом гражданских прав в той мере, в какой это допускается национальным законодательством;

- приоритет охраны лесов как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в лесном хозяйстве перед использованием лесов в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение лесами осуществляется собственниками лесных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и не ущемляет права иных лиц;

- приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию, охране и воспроизводству лесов должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

- участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся охраны и воспроизводства лесов, доступа к лесным ресурсам, в пределах их компетенции и в порядке, определяемых национальным законодательством;

- приоритет сохранения особо ценных лесов и лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях;

- свободное пребывание граждан в лесах, если иное не предусмотрено национальным законодательством;

- платность пользования лесными ресурсами, если иное не предусмотрено национальным законодательством;

- разграничение национальным законодательством функций управления лесами между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающее наиболее эффективное решение вопросов использования, охраны и воспроизводства лесов;

- дифференцированный подход к установлению правового режима участков лесов, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и другие факторы.

Национальными законами могут быть установлены и другие принципы лесного законодательства.