Принят
на двадцать втором пленарном
 заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 22-10
от 15 ноября 2003 года
)

     

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об использовании альтернативных видов моторного топлива

     

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия


Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

моторное топливо - топливо, получаемое в результате переработки нефти (бензин, керосин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ), используемое в поршневых, реактивных, газотурбинных двигателях внутреннего сгорания транспортных и иных средств;

альтернативные виды моторного топлива - сжатый или сжиженный природный газ, состоящий не менее чем на 85% из метана, сжиженный углеводородный газ (пропан-бутановые смеси), другие виды жидкого и газообразного моторного топлива, полученные в результате переработки нетрадиционных источников и видов энергетического сырья, прошедшие специальную обработку и но своим энергетическим и экологическим характеристикам отвечающие требованиям, предъявляемым моторному топливу, установленным соответствующими стандартами;

нетрадиционные источники и виды энергетического сырья - любые, за исключением нефтяных, источники сырья, в том числе сырье растительного происхождения, твердые горючие вещества, биогаз, пригодные и экономически целесообразные для получения моторного топлива;

транспортные и иные средства - средства автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного видов транспорта, ракетно-космическая техника, сельскохозяйственные, строительные и дорожно-строительные машины, стационарные и другие механизмы и устройства, имеющие двигательные установки, работающие на моторном топливе и (или) на альтернативных его видах;

газобаллонное оборудование - оборудование, обеспечивающее автономное хранение запаса и использование природного газа и других газообразных альтернативных видов моторного топлива в двигателях транспортных и иных средств;

газозаправочное оборудование - стационарное и мобильное оборудование, обеспечивающее заправку транспортных и иных средств природным газом и другими газообразными альтернативными видами моторного топлива.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом


Настоящий Закон регулирует отношения юридических и физических лиц - собственников, пользователей и изготовителей транспортных и иных средств, а также собственников и производителей альтернативных видов моторного топлива, газобаллонного и газозаправочного оборудования и выполняющих услуги, связанные с использованием альтернативных видов моторного топлива, с органами исполнительной власти государства, органами административно-территориальных образований, возникающие в связи с реализацией мер по использованию альтернативных видов моторного топлива для транспортных и иных средств.

Настоящий Закон устанавливает приоритет использования природного газа в качестве наиболее перспективного в экологическом отношении и экономичного моторного топлива, а также основы государственного стимулирования и регулирования его использования.

Статья 3. Правовая основа регулирования отношений,
возникающих при использовании альтернативных
видов моторного топлива


Правовой основой регулирования отношений, возникающих при использовании альтернативных видов моторного топлива, являются конституция государства, международные договоры государства, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты государства, нормативные правовые акты органов административно-территориальных образований.

Отношения в области охраны окружающей природной среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения уменьшения вредного воздействия субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих производство и применение моторного топлива, на качество атмосферного воздуха, здоровье человека и окружающую природную среду, регулируются законодательством государства в области охраны окружающей природной среды и нормативно-правовыми актами органов административно-территориальных образований в данной области, а также соответствующими положениями настоящего Закона.

Имущественные отношения, возникающие при переводе транспортных и иных средств на использование альтернативных видов моторного топлива, регулируются гражданским законодательством.

Глава II. Полномочия органов государственной власти,
органов административно-территориальных образований
в области использования альтернативных видов
моторного топлива

Статья 4. Полномочия органов государственной власти
в области использования альтернативных видов
моторного топлива


К полномочиям органов государственной власти в области использования альтернативных видов моторного топлива относятся:

- формирование государственной политики;

- принятие государственных законов, иных нормативных правовых актов, направленных на стимулирование и регулирование использования альтернативных видов моторного топлива;

- координация работ по формированию и реализации программ использования альтернативных видов моторного топлива;

- регулирование цен на альтернативные виды моторного топлива;

- разработка и введение в действие государственных стандартов, норм и правил, других нормативных документов в области производства и использования альтернативных видов моторного топлива для транспортных и иных средств;

- осуществление государственного контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, производимыми транспортными и иными средствами в соответствии с законодательством государства;

- установление оснований и порядка перевода транспортных и иных средств, принадлежащих организациям различных форм собственности и частным предпринимателям, на альтернативные виды моторного топлива.

Статья 5. Полномочия органов административно-территориальных
образований в области использования альтернативных видов
моторного топлива


Органы административно-территориальных образований осуществляют полномочия в области использования альтернативных видов моторного топлива, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти государства, в том числе принимают нормативно-правовые акты в указанной области, за исключением нормативных правовых актов в области государственного железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также ракетно-космической промышленности.

Органы государственной власти административно-территориальных образований в пределах своей компетенции определяют дополнительные меры, направленные на стимулирование и регулирование использования альтернативных видов моторного топлива.

Органы исполнительной власти государства в соответствии с его конституцией наделяют органы административно-территориальных образований следующими государственными полномочиями в области использования альтернативных видов моторного топлива с передачей соответствующих средств для их реализации:

- установление оснований и порядка перевода транспортных и иных средств на соответствующей территории на использование альтернативных видов моторного топлива;

- реализация мер по стимулированию и регулированию перевода транспортных и иных средств на использование альтернативных видов моторного топлива;

- осуществление государственного контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, производимыми транспортными и иными средствами.

Решение о передаче органами исполнительной власти государства указанных государственных полномочий и соответствующих средств для их реализации органам местного самоуправления принимается правительством государства.

Соответствующие органы исполнительной власти государства осуществляют контроль за реализацией переданных органам местного самоуправления государственных полномочий в области использования альтернативных видов моторного топлива.

Органы государственной власти в пределах своей компетенции могут наделять органы административно-территориальных образований государственными полномочиями в области использования альтернативных видов моторного топлива в соответствии с законодательством государства.

Глава III. Государственное регулирование деятельности в
области использования альтернативных видов
моторного топлива

Статья 6. Основные цели государственной политики в
области использования альтернативных видов
моторного топлива


Основными целями государственной политики в области использования альтернативных видов моторного топлива являются:

- улучшение экологии окружающей среды и социально-экономических условий жизни населения;

- укрепление энергетической независимости, рациональное использование национальных ресурсов нефти, долгосрочное и надежное обеспечение отраслей экономики и населения альтернативными видами моторного топлива;

- стимулирование использования альтернативных видов моторного топлива и приоритет использования природного газа в качестве моторного топлива;

- свободное использование других видов моторного топлива для транспортных и иных средств;

- сочетание интересов государства и органов административно-территориальных образований в области энергообеспеченности транспортных и иных средств, а также интересов производителей, продавцов и потребителей альтернативных видов моторного топлива, газобаллонного и газозаправочного оборудования, газобаллонных транспортных и иных средств и выполняющих услуги, связанные с использованием альтернативных видов моторного топлива;

- научная обоснованность норм и правил использования альтернативных видов моторного топлива;

- расширение использования альтернативных видов моторного топлива на основе государственных целевых и региональных программ в данной области;

- стимулирование деятельности юридических и физических лиц, направленной на использование альтернативных видов моторного топлива;

- государственное регулирование основ ценовой политики в отношении альтернативных видов моторного топлива;

- государственное регулирование нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух транспортными и иными средствами;

- государственное регулирование платы за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух транспортными и иными средствами;

- поддержка и защита интересов юридических лиц - инвесторов, вкладывающих средства в производство и использование альтернативных видов моторного топлива, заправочных, транспортных и иных средств, использующих эти виды моторного топлива, а также выполняющих услуги, связанные с использованием альтернативных видов моторного топлива;

- первоочередное развитие сети стационарных и мобильных средств заправки, обеспечивающих выполнение трансграничных грузо- и пассажироперевозок на альтернативном моторном топливе.

Статья 7. Стандартизация и сертификация в области
использования альтернативных видов моторного топлива


Альтернативные виды моторного топлива, а также услуги по их использованию в качестве моторного топлива подлежат обязательной сертификации в соответствии с требованиями, установленными законом государства о сертификации продукции и услуг.

Сертификаты, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах транспортных и иных средств установленным техническим нормативам выбросов, а также сертификаты, подтверждающие соответствие моторного топлива стандартам и установленным требованиям, выдаются в порядке, установленном правительством государства.

В государственные стандарты на транспортные и иные средства, работающие на моторном топливе, включаются соответствующие нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух транспортными и иными средствами в соответствии с требованиями, установленными законом государства о стандартизации.

Статья 8. Программы использования альтернативных
видов моторного топлива


В целях обеспечения широкого использования альтернативных видов моторного топлива разрабатываются и реализуются соответствующие государственные целевые и региональные программы.

Государственные целевые программы использования альтернативных видов моторного топлива разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном правительством государства.

В целях обоснования объемов использования альтернативных видов моторного топлива на территориях регионов государства, а также в целях формирования экономической политики на указанных территориях, направленной на стимулирование и регулирование использования альтернативных видов моторного топлива для транспортных и иных средств, разрабатываются и утверждаются региональные программы использования альтернативных видов моторного топлива в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов административно-территориальных образований.

Статья 9. Меры экономического стимулирования
использования альтернативных видов моторного топлива


Юридическим и физическим лицам - собственникам транспортных и иных средств, использующим альтернативные виды моторного топлива, а также организациям, которые разрабатывают, производят транспортные и иные средства, использующие альтернативные виды моторного топлива, и соответствующее газобаллонное и газозаправочное оборудование для указанных транспортных и иных средств и выполняют услуги, связанные с использованием альтернативных видов моторного топлива, оказывается законодательная и другая государственная, в том числе финансовая, поддержка в форме и порядке, которые устанавливаются правительством государства.

Правительство государства при разработке и осуществлении мер по проведению единой политики цен на альтернативные виды моторного топлива для транспортных и иных средств обеспечивает экономические преимущества потребителям альтернативных видов моторного топлива перед потребителями нефтяных видов моторного топлива.

Статья 10. Особенности взимания платы за загрязнение
окружающей природной среды при использовании
моторного топлива


Правительство государства определяет размеры и порядок взимания платы за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух транспортными и иными средствами, работающими на моторном топливе, при этом с юридических и физических лиц, использующих транспортные и иные средства, работающие только на природном газе и ином альтернативном топливе, плата за загрязнение окружающей природной среды не взимается.

Средства, поступающие от юридических и физических лиц в виде платы за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух транспортными и иными средствами, направляются на реализацию мер по переводу указанных транспортные иных средств на использование природного газа или других альтернативных видов моторного топлива. Порядок сбора указанных средств и их использования устанавливается правительством государства.

Статья 11. Особенности государственного регулирования и
контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух транспортными и иными средствами


Государственное регулирование и контроль выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух транспортными и иными средствами, работающими на моторном топливе, осуществляются с учетом того, что транспортные и иные средства, работающие только на природном газе или другом альтернативном виде моторного топлива, не подлежат государственному учету как источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также инвентаризации как источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Правительством государства определяется особый порядок проверки соответствия выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, производимых указанными транспортными и иными средствами, установленным техническим нормативам выбросов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»