Бюджетный кодекс Российской Федерации достаточно подробно регламентирует порядок составления, рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета. В то же время процедура рассмотрения проекта федерального бюджета Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации затянута по срокам и в основном ориентирована на рассмотрение вопросов распределения бюджетных средств по детальным позициям бюджетной классификации в ущерб оценке приоритетов бюджетной политики, разграничение бюджетных полномочий и ответственности между законодательными и исполнительными органами власти является нечетким и противоречивым, имеет место ежегодная корректировка сроков составления перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета.
В целях устранения этих недостатков предлагается следующая базовая схема составления и рассмотрения проекта федерального бюджета.
До 1 марта текущего года Правительство Российской Федерации утверждает (обновляет) макроэкономический прогноз (сценарные условия) на 3 года и при необходимости вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, влияющих на формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, а также уточняет порядок и сроки подготовки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, проекта перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.
До 1 апреля текущего года Правительство Российской Федерации:
рассматривает основные параметры перспективного финансового плана, в том числе предварительный объем бюджета действующих и бюджета принимаемых обязательств;
утверждает принципы и основные подходы к уточнению распределения средств бюджета действующих обязательств по субъектам бюджетного планирования на предстоящие 3 года;
определяет приоритетные направления использования средств бюджета принимаемых обязательств в очередном финансовом году и среднесрочной перспективе, в том числе критерии их распределения между субъектами бюджетного планирования на очередной финансовый год;
дает поручения по подготовке проектов нормативных правовых актов, влияющих на расходные обязательства Российской Федерации, а также проектов новых федеральных целевых программ.
В эти же сроки субъекты бюджетного планирования представляют в Правительственную комиссию по повышению результативности бюджетных расходов первую часть докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности (отчет о результатах деятельности, цели и задачи на среднесрочную перспективу, прогноз основных параметров, характеризующих их достижение).
До 1 мая текущего года Правительство Российской Федерации:
утверждает основные положения доклада Правительства Российской Федерации о результатах и целях бюджетной политики (на основе Послания Президента Российской Федерации, программы социально-экономического развития Российской Федерации, первой части докладов субъектов бюджетного планирования);
рассматривает и вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты, влияющие на расходные обязательства Российской Федерации;
уточняет при необходимости основные показатели макроэкономического прогноза (сценарных условий) и перспективного финансового плана.
В эти же сроки субъекты бюджетного планирования представляют в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации обоснования проектов новых и (или) обновляемых (при существенном изменении структуры или объема расходов) бюджетных целевых программ в пределах ограничений, установленных бюджетом принимаемых обязательств и критериями распределения его средств.
До 1 июня текущего года Правительство Российской Федерации рассматривает и утверждает:
основные направления денежно-кредитной политики;
перспективный финансовый план на 3 года и основные характеристики проекта федерального бюджета на очередной финансовый год;
новые федеральные целевые программы;
уточненный объем бюджета действующих обязательств и его распределение по субъектам бюджетного планирования на очередной финансовый год и последующие 2 года;
основные показатели распределения средств бюджета принимаемых обязательств между субъектами бюджетного планирования на предстоящие 3 года (на основе доклада Правительства Российской Федерации о результатах и целях бюджетной политики и с учетом влияющих на расходные обязательства законопроектов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, принятых новых федеральных целевых программ и оценки эффективности бюджетных целевых программ).
До 10 июня текущего года Министерство финансов Российской Федерации доводит до субъектов бюджетного планирования предельные объемы бюджетов действующих и принимаемых обязательств на очередной финансовый год и последующие 2 года.
До 1 июля субъекты бюджетного планирования представляют:
в Министерство финансов Российской Федерации - распределение средств бюджетов действующих и принимаемых обязательств на очередной финансовый год по бюджетным целевым программам и статьям бюджетной классификации;
в Правительственную комиссию по повышению результативности бюджетных расходов, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации - уточненные доклады о результатах и основных направлениях деятельности (в том числе дополнительные обоснования и расчеты по финансированию новых или увеличению финансирования действующих бюджетных целевых программ).
В эти же сроки Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные законы, влияющие на формирование доходов и расходов федерального бюджета в планируемом периоде. В случае если такие федеральные законы приняты после 1 июля текущего года, они должны вступать в силу за пределами планируемого финансового года.
До 1 августа текущего года Министерство финансов Российской Федерации уточняет бюджетные проектировки с учетом принятых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральных законов и результатов оценки эффективности действующих и предлагаемых к финансированию бюджетных целевых программ.
До 26 августа текущего года Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального бюджета на очередной финансовый год с соответствующими материалами и обоснованиями.
При этом в целях повышения качества подготовки проекта федерального бюджета предлагается:
предусмотреть представление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в составе материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год доклада Правительства Российской Федерации о результатах и целях бюджетной политики и докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, а также оценку реализуемых ими и (или) предложенных федеральных и ведомственных целевых программ;