Действующий

Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 7 июня 2017 года)

Основы музыкальной культуры


Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Возможности музыкальных форм (двухчастной и трехчастной, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонического цикла) в воплощении музыкального образа и его развития. Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки. Характерные черты русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности.

_______________

Курсивом в тексте здесь и далее выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


Исполнение музыки как искусство интерпретации. Основные виды исполнительской деятельности: пение, игра на музыкальных инструментах и их разновидности. Певческие голоса: сопрано, альт, тенор, дискант и др. Хоры: академический, народный. Виды оркестра: симфонический, камерный, духовой, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр. Характер звучания отдельных инструментов.

Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.

Песенность, напевность как феномен русского народного пения, искусство распева тонов и импровизации. Русская народная музыка и ее основные жанры (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Исполнительские типы художественного общения: "самообщение " ("пение для себя"), сказительское (для аудитории), игровое (детское, обрядовое, танцевальное и др.), соревновательное (при активной реакции публики).

Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке.

Музыкальный фольклор народов России и других стран: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки, получившие широкое распространение в музыкальной культуре других народов (полька, вальс, полонез и др.).

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв. Духовная музыка в эпоху средневековья: знаменный распев. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Общая характеристика духовной и светской музыкальной культуры второй половины XVII-XVIII вв: влияние западноевропейской музыки на развитие русского музыкального искусства; становление и утверждение светской музыки в русской музыкальной культуре XVII в.; основные жанры профессиональной музыки: кант, партесный концерт, хоровой концерт. Знакомство с музыкой Д.С.Бортнянского.

Музыкальная культура XIX в.: формирование русской классической школы. Роль фольклора как основы профессионального музыкального творчества. Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов. Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы.

Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс), концерт, симфония, опера, балет.

Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия.

Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского. Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С.В.Рахманинова.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал.

Западноевропейская музыка эпохи Возрождения: вилланелла, мадригал, мотет (О.Лассо, Д.Палестрина). Связь профессиональной композиторской музыки с народным музыкальным творчеством и ее своеобразие.

Западноевропейская музыка эпохи Барокко. Знакомство с творчеством И.-С.Баха на примере жанров прелюдии, фуги, мессы.

Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Общая характеристика венской классической школы (И.Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен). Отличительные черты творчества композиторов-романтиков (Ф.Шопен, Ф.Лист, Р.Шуман, Ф.Шуберт; Э.Григ). Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (прелюдия, ноктюрн и др.), соната, симфония и др. Знакомство с оперным жанром в музыке западноевропейских композиторов XIX в. на примере творчества Ж.Бизе, Дж.Верди, Дж.Россини. Знакомство с образцами духовной музыки: реквием.

Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в. Традиции и новаторство в творчестве композиторов XX столетия. Стилевое многообразие музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Взаимопроникновение "легкой" и "серьезной" музыки.

Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, Г.В.Свиридов, Р.К.Щедрин, А.И.Хачатур А.Г.Шнитке) и зарубежных композиторов (К.Дебюсси, К.Орф, М.Равель, Б.Бриттен, А.Шенберг).

Джаз (Л.Армстронг, Д.Эллингтон, К.Бейси, Л.Утесов). Спиричуэл, блюз (Э.Фицджеральд). Симфоджаз (Дж.Гершвин).

Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее "музыкальным символом" своего времени (И.О.Дунаевский, А.В.Александров).

Многообразие современной популярной музыки: отечественная авторская песня (Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, А.И.Галич); мюзик (Л.Бернстайн), рок-опера (Э.-Л.Уэббер); рок-н-ролл (Э.Пресли); британский бит ("Битлз"), фолк-рок (Б.Дилан); хард-рок ("Лед Зеппелин", "Дип Пепл"); арт-рок ("Пинк Флойд"); реггей (Б.Марли), хеви-металл ("Джудас Прист") и др..

_______________

При изучении многообразия современной музыки учебный материал, выделенный курсивом, может изменяться и дополняться по усмотрению учителя с целью приближения его к панораме современной музыкальной жизни, условиям учебно-воспитательного процесса и сфере интересов учащихся.


Представления о музыкальной жизни России и других стран. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин, С.В.Рахманинов, С.Т.Рихтер, Э.Г.Гилельс, Д.Ф.Ойстрах, ЕА.Мравинский, Е.Ф.Светланов, А.В.Свешников и др.

Выдающиеся зарубежные исполнители: Э.Карузо, М.Каллас, Р.Тибальди, Э.Горовиц, И.Менухин, А.Рубинштейн, Г.фон Караян, А.Тосканини и др. Международный музыкальный конкурс исполнителей им.П.И.Чайковского.