5.1. В целях сохранения единого образовательного пространства, повышения социального статуса работника образования, престижа педагогической профессии и мотивации труда стороны добиваются:
5.1.1. Определения конкретных этапов и последовательного приближения оплаты труда работников образования к уровням, предусмотренным законодательством Российской Федерации в области образования.
5.1.2. Сохранения федеральных государственных гарантий:
- размеров ставок заработной платы (должностных окладов), единого порядка и сроков повышения (индексации) заработной платы для работников образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалификационных групп на всей территории Российской Федерации;
- гарантий и компенсаций работникам организаций и учреждений Минобразования России, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в других местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, установленных законодательством Российской Федерации.
5.1.3. Введения надбавок за продолжительность непрерывной работы всем категориям работников образовательных учреждений всех типов и видов, а также в целях стимулирования труда педагогических работников из числа выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования - доплат на первые три года работы в образовательных учреждениях.
5.1.4. Расширения диапазона дифференциации размеров должностных окладов (ставок) и повышения уровня оплаты труда педагогических, научно-педагогических и других работников высшей квалификации, в том числе за наличие почетных званий и иных государственных наград.
5.1.5. Сохранения размеров и условий повышения (в процентах) ставок заработной платы и должностных окладов работников за работу в сельской местности, а также за работу в образовательных учреждениях с детьми, имеющими отклонения в развитии, детьми, нуждающимися в длительном лечении, и по другим основаниям, предусмотренным законодательством.
5.1.6. Совершенствования системы стипендиального обеспечения обучающихся в целях последовательного приближения размеров стипендий к уровню прожиточного минимума, совершенствования системы мер адресной поддержки студентов и аспирантов.
5.1.7. Выплаты надбавок к стипендиям студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, в размере 15% от минимального размера стипендии в соответствии с действующим законодательством за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
5.2. Стороны считают, что:
5.2.1. Для педагогических работников наполняемость классов, групп, установленная типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом санитарных правил и норм является предельной наполняемостью и нормой обслуживания в конкретном классе, группе, за часы работы в которых оплата осуществляется из установленной ставки заработной платы (должностного оклада). Превышение количества обучающихся, воспитанников в классе, группе компенсируется педагогическому работнику установлением соответствующей доплаты, как это предусмотрено при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемой работы. Размер такой доплаты учреждение определяет самостоятельно в коллективном договоре.
5.2.2. Органам управления образованием и территориальным организациям Профсоюза необходимо добиваться формирования фонда оплаты труда для работников государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования с учетом:
- ассигнований на установление компенсационных доплат, стимулирующих надбавок, премирование работников в размере не ниже 25 процентов фонда оплаты труда, сформированного исходя из ставок заработной платы (должностных окладов) с учетом повышений и компенсационных выплат для всех типов и видов образовательных учреждений;
- дополнительных средств на оплату труда работников за превышение наполняемости классов, групп, предусмотренной типовыми положениями.
5.2.3. Оплата труда учителей и других педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих в соответствии с медицинским заключением индивидуальное обучение на дому детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, должна осуществляться за счет средств, предусматриваемых на эти цели, не допуская практику организации этой работы из средств экономии образовательного учреждения.
5.3. Стороны при регулировании вопросов обеспечения гарантий по оплате труда для отдельных категорий педагогических работников исходят из того, что:
5.3.1. Не допускается выплата заработной платы в размере ниже ставки заработной платы (должностного оклада) учителям, не имеющим полной учебной нагрузки, в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", при условии их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой (ведение кружковой работы, в том числе предметных кружков, воспитательная работа в группе продленного дня, работа по замене отсутствующих учителей, проведение занятий на дому с обучающимися, не посещающими образовательное учреждение по медицинским показаниям, работа по классному руководству и(или) проверке письменных работ, работа по организации внеурочной работы по физическому воспитанию обучающихся).
Учителя предупреждаются об отсутствии возможности обеспечения их полной учебной нагрузкой и о формах догрузки другой педагогической работой до установленной им полной нормы не позднее чем за два месяца.
5.3.2. Выплата заработной платы в размере ниже ставки заработной платы учителям 1-х классов при применении в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в первые два месяца учебного года "ступенчатого" метода наращивания учебной нагрузки, а также использования динамической паузы не допускается.
5.3.3. В случае уменьшения у учителей общеобразовательных учреждений и преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования в течение учебного года учебной нагрузки по не зависящим от них причинам по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, трудовые отношения с указанными работниками с их согласия продолжаются и за ними сохраняется до конца учебного года заработная плата в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений".
Рекомендовать органам управления образованием, образовательным учреждениям не осуществлять в течение учебного года в образовательных учреждениях организационно-штатные мероприятия, которые могут повлечь высвобождение всех категорий педагогических работников до окончания учебного года по этим причинам.
5.4. Стороны договорились:
5.4.1. Применять в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, порядок исчисления заработной платы, предусмотренный Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16.05.85 N 94 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.90), Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников профессионально-технических учебных заведений, утвержденной Госпрофобром СССР 31.12.76 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.10.85), Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержденной приказом Минвуза СССР от 27.08.87 N 605 (с изменениями и дополнениями), рекомендациями по их применению, а также иными нормами действующего законодательства.
5.4.2. В случае организации и проведения Профсоюзом забастовки на уровне отрасли ввиду невыполнения или нарушения условий настоящего Соглашения добиваться выплаты работникам, участвовавшим в забастовке, заработной платы в полном объеме.
5.4.3. Рекомендовать органам управления образованием и работодателям сохранять за работниками, участвовавшими в забастовке из-за невыполнения коллективных договоров и соглашений по вине работодателя или учредителей, а также за работниками, приостановившими работу в порядке, предусмотренном статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации, заработную плату в полном размере, что закрепляется в коллективных договорах и соглашениях.
5.4.4. Принимать упреждающие меры в целях недопущения нарушений в оплате труда, в том числе при замещении отсутствующих работников с учетом уровня квалификации замещающего работника.
5.4.5. В целях снижения социальной напряженности в учреждениях прилагать совместные усилия для обеспечения объективности и широкой гласности в вопросах, касающихся порядка установления и размеров оплаты труда.