Действующий

Повестка дня на XXI век

Деятельность

36.5. С учетом того, что страны и региональные и международные организации разработают свои собственные приоритеты и планы в отношении осуществления деятельности в соответствии со своими потребностями, политикой и программами, предлагаются следующие мероприятия:

a) всем странам предлагается одобрить рекомендации Джомтьенской конференции и стремиться обеспечить применение ее Рамок действий. Это подразумевает разработку национальных стратегий и мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей в базовом обучении, обеспечение всеобщего доступа и содействие равенству, расширение средств и охвата образования, создание благоприятных политических условий, мобилизацию ресурсов и укрепление международного сотрудничества в целях устранения существующего экономического и социального неравенства, а также неравенства, связанного с принадлежностью к тому или иному полу, которое препятствует достижению этих целей. Неправительственные организации могут внести важный вклад в разработку и осуществление учебных программ и должны пользоваться признанием;

b) в течение следующих трех лет правительствам следует принять меры по подготовке или обновлению стратегий, направленных на включение окружающей среды и развития в качестве центрального вопроса в рамках учебной деятельности на всех уровнях. Эта деятельность должна осуществляться в сотрудничестве со всеми секторами общества. В этих стратегиях должны быть изложены политика и мероприятия и определены потребности, расходы, средства и графики их осуществления, оценки и обзора. Необходимо провести тщательный анализ учебных программ в целях обеспечения многодисциплинарного подхода с учетом вопросов окружающей среды и развития и их социально-культурных и демографических аспектов и связей. Должное внимание необходимо уделить определенным на уровне общин потребностям и различным системам получения знаний, включая научный, культурный и социальный аспекты;

c) странам предлагается создать консультативные национальные координационные органы по вопросам экологического просвещения или провести "круглые столы" с участием представителей различных экологических организаций, организаций по вопросам развития, просветительских, женских и других организаций, включая неправительственные организации, в целях поощрения партнерства и содействия в деле мобилизации ресурсов. Эти органы будут служить источником информации и выступать в роли координационных центров по международным связям. Они будут содействовать мобилизации и облегчению участия различных групп населения и общин в деле оценки их потребностей и развития необходимых навыков для разработки и осуществления своих собственных инициатив в области окружающей среды и развития;

d) органам, ответственным за вопросы образования, при соответствующей помощи со стороны общинных групп неправительственных организаций, рекомендуется оказывать содействие в проведении или разработке программ предварительной профессиональной подготовки и повышения квалификации по месту работы для всех преподавателей школ, администраторов и плановиков в области образования, а также лиц, обеспечивающих неформальное образование во всех секторах. В этих программах рассматривались бы характер и методы просвещения по вопросам окружающей среды и развития и использовался бы соответствующий опыт неправительственных организаций;

e) соответствующим органам следует обеспечить оказание помощи каждой школе в деле подготовки рабочих планов деятельности в области окружающей среды с участием учащихся и преподавателей. Школы должны привлекать учащихся к участию в местных и региональных исследованиях по вопросам санитарного состояния окружающей среды, включая снабжение питьевой водой, санитарию, продовольствие и экосистемы, и в соответствующих мероприятиях, связывая эти исследования с вопросами содержания национальных парков, заповедников, экологических памятников и т.п. и проведением в них научных исследований;

f) органы, ответственные за вопросы образования, должны содействовать распространению проверенных учебных методик и разработке новаторских методов обучения в классах. Они также должны признавать соответствующие традиционные учебные системы в местных общинах;

g) в течение двух лет система Организации Объединенных Наций должна провести всеобъемлющий обзор своих учебных программ, включая вопросы профессиональной подготовки и информированности населения, переоценку приоритетов и перераспределение ресурсов. Международной программе по экологическому образованию ЮНЕСКО/ЮНЕП следует в сотрудничестве с соответствующими органами системы Организации Объединенных Наций, правительствами, неправительственными организациями и другими подразделениями разработать в течение двух лет программу, которая обеспечила бы учет решений Конференции в рамках существующих структур Организации Объединенных Наций, адаптированных к потребностям преподавателей на различных уровнях и в различных условиях. Необходимо оказать содействие региональным организациями и национальным органам в деле разработки аналогичных параллельных программ и мероприятий путем проведения анализа по вопросу о том, каким образом можно мобилизовать различные слои населения в целях оценки и удовлетворения их потребностей в области просвещения по вопросам окружающей среды и развития;

h) необходимо расширить в течение пяти лет обмен информацией путем развития технологий и потенциала, необходимых для содействия просвещению по вопросам окружающей среды и развития и повышению информированности населения. Странам следует сотрудничать друг с другом и с различными социальными секторами и группами населения в деле подготовки учебных пособий, затрагивающих региональные проблемы и инициативы в области окружающей среды и развития, с использованием учебных материалов и ресурсов, отвечающих их потребностям;

i) страны могли бы оказывать поддержку университетам и другим высшим учебным заведениям и сетям в области просвещения по вопросам окружающей среды и развития. Междисциплинарные курсы могли бы быть обеспечены всем студентам. Необходимо расширять существующие региональные сети и мероприятия, а также деятельность национальных университетов, которые способствуют научным исследованиям и развивают единую методику подхода к вопросам устойчивого развития; необходимо устанавливать новые партнерские связи и контакты с деловыми и другими независимыми секторами, а также со всеми странами в целях передачи технологии, "ноу-хау" и знаний;

j) при поддержке международных организаций, неправительственных организаций и других секторов страны могли бы укрепить или создать национальные или региональные центры передовых знаний по вопросам окружающей среды и развития в рамках междисциплинарных научных исследований и просвещения в области экологических наук, права и рационального решения конкретных экологических проблем. Такими центрами могли бы стать университеты или существующие сети в каждой стране или регионе, содействуя совместным научным исследованиям, а также распространению информации и обмену ею. На глобальном уровне эти функции должны выполняться соответствующими учреждениями;

k) странам следует поощрять и развивать деятельность в области неформального образования на местном, региональном и национальном уровнях, сотрудничая с лицами, занимающимися вопросами неформального образования, и другими общинными организациями, а также оказывая им поддержку. Соответствующие органы системы Организации Объединенных Наций в сотрудничестве с неправительственными организациями должны поощрять развитие международной сети для достижения глобальных целей в области образования. На национальном и местном уровнях необходимо проводить общественные и научные форумы для обсуждения вопросов окружающей среды и развития и выработки альтернативных предложений для директивных органов;

l) органам, ответственным за вопросы образования, при соответствующей поддержке со стороны неправительственных организаций, включая женские организации и организации коренных народов, следует содействовать проведению всех видов программ образования взрослых, чтобы обеспечить непрерывность образования в области окружающей среды и развития, осуществляя эти мероприятия на основе деятельности начальных/средних школ и в рамках решения местных проблем. Эти органы и промышленные круги должны поощрять школы бизнеса, равно как и промышленные и сельскохозяйственные школы к тому, чтобы они включали эти темы в свои учебные программы. Промышленные корпорации должны включать вопросы устойчивого развития в свои программы в области образования и профессиональной подготовки. Программы на послеуниверситетском уровне должны включать конкретные курсы, направленные на дальнейшую подготовку лиц, ответственных за принятие решений;

m) правительствам и органам, ответственным за вопросы образования, следует обеспечивать более широкие возможности для женщин в нетрадиционных областях и устранять существующие в учебных программах стереотипы в отношении женщин. Этого можно добиться путем расширения возможностей получения образования, включения женщин в программы высокого уровня в качестве студентов и преподавателей, изменения политики приема и комплектования преподавательскими кадрами и создания стимулов путем организации центров по уходу за детьми. Первоочередное внимание необходимо уделять вопросам просвещения молодых женщин и программам, направленным на повышение уровня грамотности женщин;

n) правительствам следует подтвердить права коренных народов, если необходимо - законодательным образом, с тем чтобы их опыт и понимание концепции устойчивого развития использовались в качестве составной части мероприятий в области просвещения и профессиональной подготовки;

o) Организация Объединенных Наций могла бы выполнять контрольную и оценочную функцию в отношении решений Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, касающихся вопросов просвещения и информированности, через посредство соответствующих учреждений Организации Объединенных Наций. При содействии правительств и неправительственных организаций, по мере необходимости, она должна представлять и распространять решения в различных формах и обеспечивать непрерывное осуществление и обзор последствий решений Конференции для вопросов просвещения, в частности на основе проведения соответствующих мероприятий и конференций.